АРСЕН МИРЗАЕВ. О фестивальном движении в литературе

29.04.2018

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФЕСТИВАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ В ЛИТЕРАТУРЕ,
или
ТАРТУ – СТОЛИЦА ЛИТЕРАТУРНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ ЭСТОНИИ

В фестивальном движении, которое имеет, вероятно, и отрицательные стороны (впрочем, у каждого фестиваля имеются свои собственные минусы), есть одно положительное качество, перекрывающие любые нелицеприятные моменты. Я говорю, собственно, о том, что составляет главное его достоинство и преимущество: литературные фестивали дают возможность поэтам и писателям из разных стран встречаться, читать друг другу свои гениальные (ну, или просто значительные, талантливые) строки, фразы и предложения. Хорошо, если при этом они еще успевают познакомиться друг с другом…

Ну, а ежели говорить более-менее серьезно, то литературная ТУСОВКА – великое дело. Раньше, до конца 1980-х – начала 1990-х гг. мы, писатели и поэты, были такой возможности – перемещаться по миру, знакомиться, общаться и соосуществляться – начисто лишены.

Разумеется, отчасти сплачивают нас и делают близкими, интересными, нужными друг другу не только фестивальные встречи в разных городах и стран. Есть еще и…И-нет. Есть Фейсбук и Вконтакте. Ну, и т. д.

Все так. Но в сетях мы друг друга лишь читаем и почитаем. А при живом контакте, в личном общении мы видим еще и глаза друг друга. И по глазам читается куда больше…

В нынешнем году, на втором по счету (то есть, фактически – совсем новом) фестивале «Балтийское кольцо» участники первого «поэтического шабаша» увидели глаза и прошлогодних участников, составивших костяк «БалтКольца» – Томаса Чепайтиса из Вильнюса, Полины Копыловой из Хельсинки, Юрия Касянича из Риги, и много новых глаз. Почти два десятка пар совершенно свежих, сияющих, полных глубины и поэтической мудрости глаз: Борис Бартфельд (Калининград), Нильс Хав и Арсений Ровинский (Копенгаген), Александр Дельфинов (Берлин), Дмитрий Северюхин и Арсен Мирзаев (Санкт-Петербург), Сергей Тимофеев (Рига), Хамдам Закиров (Хельсинки), Евгения Зеленская (Йыхви), Лариса Йоонас (Кохтла-Ярве). Город Тарту на этом фестивале представляли Яан Малин и Евгения Павлова. Организатор и главный движитель «БалтКольца-2» – Виктория Неборякина, руководитель Тартуского Центра развития социального капитала (TSKA). На роль главного эксперта фестиваля в этот раз был назначен Арсен Мирзаев.

            Нам представляется, что, возможно, главное во всем этом замечательном фестивальном движении, в этой чудесной литературной тусовке – возможность ротации. Да, у фестиваля должен быть костяк – люди, которые занимаются его организацией и разрабатывают концепцию и стратегию. Но «рядовые» участники все же должны меняться. Вот один из «грехов» многих литфестивалей: из года в год на них приезжают одни и те же поэты и – при почти полном отсутствии сторонней публики – читают стихи друг другу.

            Вообще, хочется пожелать нашему «Балтийскому кольцу», чтобы он, не теряя своего архитектурно-ландшафтного очарования и своеобразия, не сидел бы на одном месте, а становился бы более мобильным, образно говоря, «плавающим и путешествующим».

Нечто похожее уже существует. Живой пример – «Аванфест»: летучий литературный фестиваль, который придумала Дарья Суховей, петербургский поэт и филолог. Его участники – не только петербуржцы. «Аванфест» берет старт в одном из городов России, а затем начинает стремительное движение, не задерживаясь более суток ни в одном из городов, намеченных для выступлений, где к основным участникам, все время находящимся в пути, присоединяются местные пииты. То есть они участвуют в чтениях, как правило, только в своем городе. И «Аванфест» катится дальше…

А совсем недавно появилась совершенно новая фестивальная структура – нетворк (семинар) FRANNIE, созданный для развития идеи мобильного поэтического международного фестиваля. «Франни» придумал и организовал литовский поэт, переводчик и министр иностранных дел республики Ужупис Томас Чепайтис. Первый нетворк он провел в своем легендарном вильнюсском «Ужуписе», второй – в рамках второго «БалтКольца», третий – 19–21 апреля 2018 г. – в Хельсинки, четвертый должен состояться в Пскове примерно в середине июня этого года. На очереди – другие города и страны…

            Было бы несправедливо не упомянуть о еще двух фестивалях, регулярно проходящих в Тарту: Prima Vista и поэтический фестиваль имени В. А. Жуковского.

В фестивале Prima Vista принимают участие и эстонские литераторы, и зарубежные гости. За более чем десятилетнюю история существования фестиваля на нем побывали писатели из Латвии, Литвы, Финляндии, России, Чехии, Великобритании, Казахстана, Румынии, Венгрии, Дании, Италии, Германии, Испании, Израиля, Бельгии, Франции, Ирландии и других стран. Что же касается фестиваля, получившего имя Жуковского, то его получил «новый фестиваль со старыми традициями»; он только в прошлом году отпочковался от Ландшафтного фестиваля во главе со стоявшей у его истоков Людмилой Казарян (поэтом Людмилой Логиновой).

Четыре литературных фестиваля – много это или мало для небольшого эстонского города? Думается, если Тарту всех их выдерживает, и эти фестивали при этом более-менее мирно сосуществуют, то значит – в самый раз!..

 

                                                                                                          Арсен Мирзаев

1 Проголосуйте за этого автора как участника конкурса КвадригиГолосовать
*
  1. София Привис- Никитина на 07.05.2018 из 17:20

    Впервые узнала о литературном конкурсе в Тарту. Живу в Таллинне. Дипломант
    Международного конкурса в Германии » Книга года 2016″. 2-е место за сборник рассказов и повестей о любви. Печатаюсь в журналах, в Санкт- Петербурге издаются мои книги. Если я вам интересна, дайте знать. С уважением и пожеланием успеха. София Привис- Никитина.

Написать ответ

Маленький оркестрик Леонида Пуховского

Поделитесь в соцсетях

Постоянная ссылка на результаты проверки сайта на вирусы: http://antivirus-alarm.ru/proverka/?url=quadriga.name%2F