ЮЛИЯ АНДРЕЕВА. Колыбель для Большого брата
Статья Юлии Андреевой на книгу Владимира Смирнова «Третий контур», СПб, «Красный матрос» 2018
Для начала примем как данность, что конец света – событие, имевшее место в прошлом. Собственно, если верить средствам массовой информации, мы пережили уже несколько концов света, и ничего. Живем дальше.
Интернет был создан для передачи и обмена информацией. Оцифрованные книги, аудио, видеозаписи… Удобно платить за покупки пластиковой картой и разговаривать по мобильному телефону. Все эти технологии «будущего», о которых наши предки могли лишь мечтать, с успехом работают здесь и сейчас, делая нашу жизнь удобной и комфортной.
Чем же мы расплачиваемся за все это? – Приватностью, правом иметь секреты, собственный заповедный сад, только свою темную сторону луны. Днем и ночью за всеми нами идет тотальная слежка: по покупкам, оплачиваемым самой обычной картой, легко установить привычки и пристрастия; камеры видеонаблюдения фиксируют каждый наш шаг; прослушиваемые телефоны, прочитанная корреспонденция не позволят спрятать от внимательного ока ни внебрачную связь, ни выкуренную втихаря сигарету. В мире, живущем в эпоху цифрового апокалипсиса, прозрачные стены Замятина выглядят как место уединения, где, по крайней мере, можно закрыться от любопытных глаз розовыми шторами.
Богатая почва для развития паранойи, причем не у отдельно взятого особенно чувствительного индивида, а у всех и каждого, что в конечном итоге может изменить человека как вид. «Большой Брат следит за тобой». Привет Оруэллу.
Книга «Третий контур» завершает трилогию, начавшуюся с «/Soft/total/» и «Тульпа»). Мир уже пережил ситуацию, когда молодое поколение выбрало пепси, попсу и гламур, а стилисты и визажисты вытеснили ученых и программистов в нижний город. Результат подобной утечки мозгов предсказуем, загнанные в угол ученые провели полный апгрейд системе, после чего обновленная история двинулась по новому витку спирали.
Мир «Тульпы» ставит перед человеком новые вопросы: к примеру, считать ли машину/робота мыслящим существом?
Тульпа – полный психологический образ индивида с самосознанием и ощущением реальности. Можно ли считать это созданное искусственно существо мыслящим, если оно создавалось для того, чтобы мыслить?
И если нет, то кого вообще можно назвать мыслящим существом? Себя? Бесспорно. Я мыслю. Любого человека? Положа руку на сердце, вряд ли… Вокруг полно людей, живущих не мысля, а рефлексируя – пустых никчемных оболочек.
Мир «Третьего контура» уже справился со всеми этими вопросами: подрастает новое поколение людей, не ведавших «оков былого рабства» и воспринимающих прозрачный, легко просчитываемый мир, как нечто само собой разумеющееся.
Мы же подобрались к границам «Третьего контура» и шмыгнули внутрь.
Некий институт (тайная власть) призывает молодую пару для неотложной секретной миссии. В подвластном институту человечнике вышел из-под контроля один из экспериментальных секторов (подростковый интернат). Разбираться со сложившейся ситуацией должны люди, не имеющие личной заинтересованности встать на ту или иную сторону конфликта.
Герои выбраны, как выбирают игроки персонажей для компьютерной игры. Он – умный юноша с отличными генами и знанием компьютера «уровень бог», она – нежная и чуткая. Интеллект и чувства. Впрочем, изначально она идет в комплекте к своему парню.
Самое время запустить игру, но герои не желают играть. А как раз наоборот, собрались отдохнуть за границей.
Хочешь посмешить тайную власть, расскажи ей о своих планах. Впрочем, можешь и не рассказывать: «Большой Брат» следит за собой, у него все ходы записаны, все карты краплены.
И вот, как по заказу, в багаже нашего героя обнаруживают запрещенное вещество «Таран». Юноша успевает выхватить пакетик и высыпать его содержимое в унитаз. Получилось. Формально ему теперь ничего не могут предъявить, самое большее – не выпустят из страны до конца разбирательства. Но, если за дело берется «тайная власть», вопросы излишни. Неожиданно преследовавший героя таможенник получает травму, поскользнувшись в невесть откуда образовавшейся на полу луже. Не желая быть обвиненными в нападении на сотрудника «при исполнении», герои покидают аэропорт, прыгнув в первый попавшийся, как им кажется, автобус. Тот, разумеется, меняет маршрут и привозит избранных к институту, где их уже встречают организаторы данного приключения.
Вы спросите, как такое вообще можно просчитать? Элементарно, Ватсон.
Находившееся в вещах героя вещество «Таран» имеет запах, на который среагировала специально обученная собака, поэтому хозяина подозрительного имущества препроводили на личный досмотр. Пока все логично.
Естественно, что проходящий досмотр человек внимательно следит за происходящим. Добавим, что его уже предупредили, что уехать из страны не получится, и он ожидает подлянки.
Он замечает пакетик, понимает, чем ему грозит обвинение в хранении, пытается уничтожить вещдок. В общем, логика очевидна.
Далее выясняется, что молодая пара призвана расследовать случай необъяснимой агрессии среди подростков с использованием так называемой «умной руки» – протеза-робота. Первый закон робототехники, сформулированный А.Азимовым, гласит: «Робот не может причинить вред человеку», – соответственно, роботизированная рука так же не способна навредить, если конечно, ее программы не взломаны. Но взломать систему человек не способен, каким бы он ни был гением. Ни один из известных системе гениев, ни целое общество гениев в едином порыве.
Откуда же взялись подобные неучтенные ресурсы? Выясняется, что интернат, в котором произошел взлом, – базовая площадка эксперимента по выращиванию новых людей. Все ведь знают, что родители своей любовью зачастую губят собственных детей, еще две Екатерины – Вторая и Дашкова – вместе с Бецким рассматривали вопрос выращивания нового типа людей, собираясь на первом этапе правильным образом воспитать родителей для детей/людей будущего.
В случае «Третьего контура», дети выращивались из пробирки и затем воспитывались в строгой изоляции. «Дайте шар земной детям», а они… – супердетям, созданным из супергенов и воспитанным в лучших условиях – искусственно выращенной элите, новым людям. Вершине пищевой цепочки, пришедшей на смену изжившему себя и не оправдавшему надежд творца хомо сапиенсу.
Люди создали сверхлюдей. Означает ли это, что новые люди сочтут творцов богами и станут им служить?
Нет, никто не обожествляет тех, кого удалось опередить в развитии и со временем предстоит вытеснить. Примут ли они доставшейся им в наследство мир или безжалостно сметут его, как устаревший хлам, дабы «на обломках самовластья» воздвигнуть мир новый, созданный по законам не человеческим, а сверхчеловеческим.
И будет ли нам – устаревшим и отжившим – место в этом новом мире?
«…такая хрень происходит сегодня в мире (и в России, конечно – она же часть мира), что руки просто чешутся написать злое и безукоризненное эссе, – комментирует автор выход своей книги на своей страничке ВК, – но чем-то чувствую – нельзя.
…время сейчас такое, что совершенно импосибл.
…потому как вот оно и пришло – самое время писать антиутопию.
…ведь что такое эссе – это я разжую и положу вам в рот, а вы, естественно, будете кривиться и плеваться – ибо кому же охота глотать чужую жвачку?
…и совсем иное дело проза – это кивки, намеки, хождения вокруг да около,
но если слова расставлены правильно – то вы сами обо всем догадаетесь и будете гордиться своим открытием.
…и хрен вас потом переубедишь – ведь это же ваше открытие, ваш инсайт».
Кивки и намеки в книге на каждом шагу, и ближе к концу уже понятно, выросшие без ласки и любви озлобленные на весь мир сверхлюди – подростки, для которых срывы и резкие реакции в порядке вещей, на самом деле отчаянно нуждаются в человеческих чувствах. Они уже давно научились просчитывать ходы и специально создали прецедент с невиданным до этого взломом протеза, чтобы «няньки» переполошились и показали, чего от них ждать.
И тут происходит главное событие книги – на первый план выходит до этого находящаяся в тени героиня, которая бросается на защиту тех, кто запросто может уничтожить ее саму. Блестящий интеллект пасует перед человечностью и сочувствием, а значит, диалог возможен и мир еще имеет шанс.