ЕЛЕНА ГРИГОРЬЯНЦ. Лица фестиваля в рисунках Анжелики Калининой
Лица международного фестиваля искусств «Сергей Осколков и его друзья» в рисунках Анжелики Калининой.
Фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья», который в 2016 году в 20 раз прошел на площадках Санкт-Петербурга, Петергофа и Ораниенбаума, с самого начала был ориентирован на синтез искусств. В программах фестиваля представлены музыкальные события, художественные выставки, поэтические вечера, кино и театральные постановки. Можно много говорить и писать о тех интересных событиях, которые за это время проходили на фестивалях, но особенно хочется отметить особую дружескую атмосферу, благодаря которой создается пространство взаимодействия музыкантов, художников, поэтов и зрителей. Эту атмосферу музыки, живописи, поэзии, которой так приятно наслаждаться в хорошей компании, отразила в своих зарисовках петербургская художница Анжелика Калинина. Записные книжки, альбомы с набросками, приобретают в современной культуре особую ценность и рассматриваются как особый арт-объект. В них запечатлевается повседневная хроника событий, лица людей и особый колорит времени. Из разряда таких артефактов и блокноты художницы.
Для А. Калининой характерен интерес к натуре, к человеку. Блокнот для рисунков, карандаши и ручки стали ее неотъемлемыми атрибутами. Целый ряд фестивальных сезонов художница делает зарисовки на концертах и поэтических вечерах, и сегодня они сложились в своеобразную художественную хронику событий. В рисунках художницы мы видим многих участников фестиваля. Андрея Славного, Ольгу Ворсину, Надежду Хаджеву, Галину Сидоренко, Артура Джавадяна, Владимира и Марину Фокиных, династию Осколовых и многих других. Музыка и поэзия рождают отклик в душе слушателей, и это особое состояние одухотворенного погружения в образ запечатлевает рука Анжелики Калининой. Как аккорд соединяет звуки, так в этих, казалось бы, беглых набросках в едином образе предстают музыканты и слушатели, существующие в едином пространстве искусства. Человек, слушающий музыка, погруженный в пространство звука, одухотворенно-сосредоточенный, именно такого зрителя видит художница на концертах фестиваля.
А. Калинина обладает даром уловить и изобразить особое состояние момента, его ускользающую красоту, продлить звучание музыки в изображении, объединить музыкальное произведение, интерпретацию его исполнителем, с дыханием зала и переживаниями слушателей. Это трудно предаваемое состояние особой внутренней сосредоточенности мы чувствуем в рисунках художницы. Сиюминутности момента как нельзя более точно соответствует набросок, часто незаконченный, лишь намек, но от этого не менее точный. На многих листах в альбомах мы видим работу художницы над образом, ее движение к точному изображению. Художница порой не заканчивает рисунок, успевает провести лишь несколько линий, но и в них просматривается образ, который достраивается в сознании зрителя.
Многократно возвращаясь к образам постоянных участников фестиваля, многие из которых хорошо известны художнице, она имеет возможность создать более психологически-точные образы. Но главное в рисунках А. Калининой – это создание особого портрета: портрета-состояния. Рука художницы движется, направляемая звучанием музыки, подчиняясь особой атмосфере художественного события. Можно, пожалуй, сказать о том, что в рисунках художницы просматривается особый жанр – графика момента, состояния совместного духовного чувствования, которое объединяет всех присутствующих на многих событиях фестиваля искусств «Сергей Осколков и его друзья». А. Калинина запечатлевает не только конкретных людей, динамику события, но зачастую ей удается отобразить некую интонацию концерта, то, что принято называть атмосферой, столь сложно переносимой в изображение.
При этом от художницы не ускользают и индивидуальные черты участников и гостей фестиваля. И мы видим в рисунках характерные позы, мимику, все то, что делает человека неповторимо-узнаваемым. Вот, к примеру, множество образов самого Сергея Осколкова, то увлеченного исполнением своих фортепьянных сочинений, то вовлеченного в процесс совместного творчества с другими музыкантами, или же выступающего перед концертом. При этом ей удается создать характерный и неповторимый образ, знакомый и узнаваемый, и это уже не набросок, а портрет, раскрывающий человеческую индивидуальность. К таким рисункам относится, к примеру, и портрет бельгийского гитариста Александра Макея.
Творческое состояние, взаимодействие исполнителей передается художницей через движение, мимику, поворот головы, полу-наклон. На многих рисунках как художнице удалось схватить момент творческого взаимодействия исполнителей, тот миг, когда музыканты становятся единым художественным организмом, и мы, следуя за линией рисунка, ощущаем напряженность рождения звука.
Сегодня из зарисовок художницы сложился своего рода графический дневник фестиваля искусств «Сергей Осколков и его друзья». Проходит время, и рисунки Анжелики Калининой возвращают нам радость переживания прекрасного, которое вновь становится настоящим.