АЛЕКСАНДР КОЛОКОЛЬЦЕВ
Я сделал себя из ничего. Я – художник и у меня свой голос. Я маленькая веточка на огромном дереве искусства, но я горд этим и счастлив…
Мне ничего не падало с неба – ни таланта, ни везения. Всё только трудом, только любовью. Листики с моей веточки уже разлетелись по всему миру, по всем странам, где я был и где не был. Они согревают душу всем людям, которых я никогда, может, не увижу…
Впереди – огромная чаша, полная звёздного тумана, тишины и покоя.
Александр Колокольцев ( из письма, написанного незадолго до смерти)
Александр Колокольцев родился в Ленинграде в 1954 г. В 1977 закончил Ленинградское Высшее Художественно – Промышленное Училище (ЛВХПУ) им Мухиной. Работал в рекламе, преподавал, оформлял книги. С 1988 года – свободный художник.
Появившиеся на прилавках художественных салонов в начале 80-х годов, его офорты сразу же обратили на себя внимание удивительным сочетанием высочайшего мастерства исполнения и философской глубиной идеи.
В его работах обычные вещи приобретают новый смысл. На этих гравюрах мир предстаёт увиденным одновременно с обоих концов подзорной трубы.
Основной персонаж – зверь, птица, плод – оказываются совсем рядом, а дома, деревья, церкви – в мечтательной дали. Зритель оказывается вовлечённым в их тайный диалог.
Зримая жизнь богата и увлекательна своими подробностями. И этим чудом подробности, множественной сложности и слаженности мира, восхищается сам художник, а вместе с ним и зритель. Каждая деталь изображения проработана с любовной тщательностью и скурпулёзной точностью, как это было свойственно мастерам Северного Возрождения.
В творчестве Колокольцева бытие предстаёт равенством всего живого и неживого. Экзистенциально равны и равнолюбимы все твари Божии: и зайцы, печально сидящие у останков человеческой жизни, и птичка, деловито строящая гнездо на фоне рушащейся крепости, и мухи, обследующие засохшую рыбью голову…
Однако в фокусе магического кристалла оказываются не столько персонажи сами по себе, сколько их пространственно-смысловые взаимоотношения. И именно композиция гравюр, дающая нам ключ к пониманию художественного замысла, и определяет таинственность этих работ. В них чувствуется мистическая тождественность жизни и смерти, радость бытия и печаль о мимолётности всего прекрасного.
Его офорты находятся в собрании графики библиотеки Эрмитажа в Санкт-Петербурге, в Русском музее, в музее Виктории и Альберта в Лондоне и частных коллекциях и музеях России, Англии, Швейцарии, Германии, Швеции, Франции, Эстонии, Латвии, Италии и США.
В январе Александру Колокольцеву исполнилось бы 62 года, если бы он дожил… Но в 39 его не стало.
С Александром я была знакома. Скромный, немного чудаковатый, как все художники, человек. Полностью погружённый в творчество, отрешённый от бытия. Вспоминая его, думается, как неспрпведливо, что Александр Колокольцев так рано ушёл из жизни!
Его имя в числе лучших художников, коими богат наш прекрасный Санкт-Петербург…