СЕРГЕЙ ОСКОЛКОВ. Полтора процента…
Осколков С.А.
заведующий кафедрой звукорежиссуры СПбГУП,
профессор, Заслуженный деятель искусств РФ,
член Союза композиторов и Союза концертных деятелей России
Полтора процента
(К вопросу о роли искусства в жизни современного общества)
«Много кризисов искусство пережило за свою историю. Переходы от античности к средневековью и от средневековья к возрождению ознаменовывались такими глубокими кризисами. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах».
Почти сто лет назад Николай Александрович Бердяев этими словами начал одну из своих публичных лекций, в которой дал глубокий анализ современной ему художественной действительности. Глобальный кризис искусства он связывал с появлением машин и, как следствие, немыслимым по тому времени ускорением жизнедеятельности человечества. Проявлениями этого кризиса ему представлялись признаки отмирания «старого» (классического) искусства и искания художников всех родов искусства «новых» путей.
Великого философа волновали процессы, происходящие в самом художественном творчестве: стремление к синтезу искусств с одной стороны, а с противоположной стороны к аналитическому расчленению внутри каждого искусства. Закат символизма, ностальгически обращённого к «старому», уходящему миру и зарождение новых и пугающих кубизма, футуризма и многих других течений и школ воспринимались современниками, как глубочайший кризис. Но именно эта революционная ситуация явилась мощным катализатором, вызвавшим к жизни бурное развитие непредставимых в прошлом техник, решений и форм в архитектуре, музыке, театре, литературе и изобразительном искусстве ХХ века.
Диагноз, некогда поставленный Н.А.Бердяевым искусству начала ХХ века, стал, на мой взгляд, многократно актуальнее в наши дни. В эпоху всеобщей компьютеризации и глобальной сети интернета, беспрепятственного доступа к практически любой информации, возможности мгновенной коммуникации со всем миром перед человечеством встала проблема ориентации в безграничном океане возможностей и постоянной необходимости реагирования на мгновенно изменяющиеся обстоятельства.
Безусловно, новейшие технологии при их грамотном использовании дают гигантские преимущества во всех сферах нашей жизни. Электронные библиотеки, всевозможные базы данных, применение компьютера в повседневных и профессиональных целях делают многие трудоёмкие задачи легко решаемыми. Но, надо обладать большой степенью самодостаточности, чтобы не раствориться, не поддаться россыпям соблазнов, обманов и провокаций, в изобилии представленным во «всемирной паутине».
Особую тревогу вызывает поколение молодых людей, рождённых в сложные и неоднозначные для нашей страны 90-е годы прошедшего века, когда была прервана связь времён и поколений. Юноши и девушки, умные и талантливые, в совершенстве владеющие самыми современными компьютерными технологиями, входя сегодня во взрослую жизнь, в большинстве своём, оказываются лишёнными элементарных представлений об этике взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями и старшими коллегами. Их культурный багаж смехотворно мал, не по их вине отсутствуют в нём базовые понятия интеллектуального и нравственного наследия человечества.
Парадоксальным образом, с безудержным ростом потребительского азарта населения планеты, катастрофически нищает его духовный мир, а услуги (теперь ведь и образованию, и культуре, и искусству отведена роль оказателей услуг!) деятелей культуры и искусства, зачастую, остаются невостребованными.
При всей видимости проявления интереса к академическому искусству в крупных городах (концертные и театральные залы заполнены, музеи и библиотеки посещаются), ему, всё настойчивей отводится роль в массовке, на задворках «культурной» жизни. В заботе о прибыли, а вернее просто о выживании, руководства театров и концертных организаций вынуждены прибегать к весьма сомнительным средствам рекламы, порой не только не отвечающим духу высокого искусства, но и противоречащим здравому смыслу вообще. В «погоне за зрителем» артисты принуждены соответствовать его далеко небезупречному вкусу, заигрывая с публикой, подменяя, таким образом, воспитательную и возвышающую функции искусства одной лишь развлекательной.
Согласно неофициальной статистике, пресловутые полтора процента, живущих на Земле людей, проявляют сознательный интерес к классической литературе, живописи и музыке. А, ведь эти искусства, и есть то самое базовое культурное наследие! Впрочем, и средства, выделяемые государством на развитие культуры и искусства, едва ли превышают всё те же полтора процента бюджета страны.
Академическое искусство не должно и не способно быть самоокупаемым. Любая власть обязана заботиться о достойном финансировании искусства либо со стороны самого государства, либо со стороны меценатов и спонсоров, обеспечив им правовую основу для подобной деятельности.
Ещё в 30-х годах прошлого века немецкий философ Освальд Шпенглер в своём почти забытом сегодня труде «Pessimismus?», восклицал: «Наступит время для вопроса о значении искусства. Эпохи без истинного искусства и философии всё же остаются могучими эпохами… Но этим определяется смысл бытия человека, постоянно живущего вчерашним днём».
Произведения искусства остаются главными свидетельствами величия или ничтожности той или иной эпохи в мировой истории. Какие шедевры способны будем предъявить потомкам мы, нынешние деятели искусств? Разведённый створ Литейного моста с изображённым на нём гордо поднятым фаллосом?
Рамки настоящей статьи не предполагают даже поверхностного рассмотрения политических, экономических и исторических обстоятельств развития общества, приведших к столь плачевному состоянию духовной культуры современного человека. Но я убеждён, что именно культура и искусство явятся той единственной платформой, на которой возможным станет духовное возрождение человечества.