В 1994 вышла перв. стих. кн. И. ? «Другая жизнь». Г. Погожева говорит о поэзии И.: «…внимательно вслушиваясь в этот голос, постепенно осознаешь то не общее и для литературы последних лет явление довольно редкое, что делает Аркадия Илина так ни на кого не похожим… Это то отношение, в котором чувствуется и георгие-ивановское “не обращай вниманья”, и новозаветное “будьте, как дети”». А. Городницкий в стихах И. отметил сочетание культуры Серебряного века и особенностей совр. яз. В понимании же самого И. поэтич. речь должна быть простой и естественной, непринужденной.
Самому И. кажется, что даосизм ? мировоззрение наиболее близкое его поэзии:
«Я на празднике этом/ был даоским поэтом,/ был рассеян и пьян,/ инь меняя на ян…/ Был я пешим и конным,/ мог сразиться с драконом,/ мог скитаться в горах,/ на семи жить ветрах,…/ в церемонии чайной/ быть окутанным тайной/ и, как пламя свечи,/ растворяться в ночи». Непредсказуемость и парадоксальность ? «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В его представлении «русская сказка ? чем не поэзия?» «В чистом поле чисто-чисто,/ все сверкает и блестит./ Соловей-разбойник свистом/ наслаждается, бандит…/ В чистом поле чисто-чисто./ Спит царевна третий год./ Соловей-разбойник свистом/ спать спокойно не дает».
По мнению писателя Ю.Кружнова в поэзии И. явственно проступают черты эсхатологии. Неслучайно во многих стихах И. присутствуют мотивы Экклезиаста: «…Я вам пишу. Всему свой срок:/ срок уповать и упиваться,/ есть время выбора дорог,/ прощать есть время и прощаться,/ есть время камни собирать,/ о благе ближнего радея,/ есть время жить и умирать/ в седом краю Гиперборея».
В 1998 у И. вышел второй стих. сб. ? «Силуэты судьбы», в предисл. к которому Г. Соловьева пишет: «Удивительная естественность поэтической речи: ни романтического надрыва, ни поучающего пафоса или отзвякивающих заемной эрудицией пассажей. Простота конструкции, граничащая с минимализмом, чистота очерка и горьковатая ясность». «Несмотря на внешне легкомысленный тон Илина, он, по выражению Ленгстона Хьюза, “смеется, чтобы не заплакать”: в его стихах звучит глубокая грусть, разочарование в том времени, когда люди «пришли туда, куда не шли» ? продолжает о поэте Г. Бен.
Позднее у И. выходят еще два сб. стих.: «Отражения» (2001), «Время странствий» (2005). В предисл. к одному из них кандидат филол. наук А. Гершаник так оценивает поэзию И.: «У Аркадия Илина поэт неизменно внутри толпы, принципиально от нее себя не отделяет. Он последовательно избегает местоимения “Я”, вместо которого присутствует только “Мы”…» Поэзия в высших своих проявлениях для И. есть озарение, откровение, и даже ? потрясение.
И. ? член СП СПб., Союза российских писателей, Международной Федерации русских писателей, лауреат премий ж. «Зинзивер» за 2005 и за 2009.
Соч.: Другая жизнь: Стих. СПб., 1994; Силуэты судьбы: Стих. СПб., 1998; Отражения: Стих. СПб., 2001; Время странствий: стих. СПб., 2005, Сегодня, завтра и вчера… СПб, 2011, Пять с половиной: стих. М., 2013.
Лит.: Погожева Г. Другая жизнь, или К вопросу о миротворцах // Русская мысль. 1994. 23-29 июн.; Соловьева Г. Предисл. // Илин А. Силуэты судьбы. СПб., 1998; Бен Г. Есть ли у судьбы варианты? // Панорама, еженедельник. Лос-Анджелес, 1998, июл.; Гершаник А. Предисл. // Илин А. Отражения. СПб., 2001.