ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ. Стихотворения о Рождестве
1. Канун Рождества
Нет. Да.
Звезда — без цвета, бесконечно сияющая.
Нет,
Абсолютно розовая Ты. Здесь.
Да.
…
Теперь я вою от боли,
Поскольку знаю, Господь
Един.
У меня нет выбора.
Я иду в сторону Вифлеема,
Но продолжаю любить тебя, розовая!
2. Протокол N
1.Речи работорговца
она сама так хотела, глупая, —
то розовый у неё, то зелёный
— то цвет,
который сложно
мне описать, —
Да, — «быть с Тобой!“ —
Ну, я её того, иногда, это самое,
…
не верблюды, и
…нет, только охранники!
но ведь она дошла!
Господи, я же привёл её к ТЕБЕ!
3. Царь-Волхв идет по Индии
тигрёнок, пища, мяукая, вылезает
из логова
и ползёт, и ползёт, и ползёт, и плачет,
пока умная мама, так ничего и не понимая,
не приносит его, схватив за шкирку
туда, куда он хочет
на эту тропку,
будто на водопой
и все мы там! — все-все
где идёт Царь-Волхв
и у этой тигрицы
катятся слёзы из глаз, большущие, янтарные, ведь
она ничего не видит,
она ничего не понимает,
понимают только маленькие!
а мантикора, эхидна, дракон так и не пришли.
теперь их уже никогда не будет!
а левиафан, и прямой, и изгибающийся,
и бегемот истинный — не гиппопотам! — спят,
у них нет детей,
поскольку на них и так — рука Бога.
4. Царь-Волхв
— Привет, беззаконное Солнце! —
так ты сказал, увидев звезду
и поняв,
что это — Истина!
…и собирая подарок
А имя твоё — изменилось,
хоть сам и не понял:
не «Валтасар», а «Бальтазар»
5. Вифлеемский пастух
цари — вошли
и наступила тишина
Stillе Naсht
— между пальцев
ног грязь
просачивается!
Звезда сияет.
Эту грязь ледяную размешать, размешать,
глину скользкую
Ап! Ап!
Как царь Давид перед ковчегом
я прыгаю здесь.
6. Охрана
Скотина, «воласёл»
с огромными ноздрями,
дыханьем согревает Мать,
а та, уже тёплая, — всем телом —
Младенца!
Иосиф
стамеску держит. А волхвы
сияют:
кто акинаком, кто ятаганом…
И пастухи готовы: науськивают кобелей и сук…
…
готовятся
….
….
Но:
ничего не происходит!
И:
ничего не происходит!
ПОСКОЛЬКУ:
Ангельские стоят полкИ!
7. Протокол N.
2 Речи специалиста
Да, Высокие лорды, я не только руководил,
но и сам принял непосредственное участие.
Да, это правда,
держа за ноги, размахивался и бил, —
новорожденных об стену.
Но это была всего лишь операция прикрытия!
Нужного младенца, — по защищённому каналу —
мы переправили в Египет.
РОЗОВОЕ
Даже, когда ты прикажешь
уйти, я буду рядом с тобой!
К строке «Кто акинаком, кто ятаганом…»
Акинак — вид персидских мечей, известный с середины VII-го века до Р.Х. Ритуальное применение описано, например, Геродотом (История VII , 54): Ксеркс принёс свой царский акинак в жертву Геллеспонту.
Упоминание ятагана также не является анахронизмом, хотя это оружие внезапно появилось среди военной элиты Османской империи лишь в XVI-м веке от Р.Х. в качестве наградного. В контексте же поклонения царей-волхвов важнее мистический аспект. Согласно И. В. Мягких, этимология слова «ятаган» выглядит на санскрите следующим образом: «यति yati яти m. Аскет, мудрец; गण gaNa ган m. Религиозный орден, братство — союз мудрецов, аскетов. То же самое справедливо и для других языков индоевропейской и алтайской языковых семей. Впрочем, возможен ещё один вариант, исходя из более древнего значения бореального корня g’n — нечто изогнутое, знак священной мудрости, тайного знания».