МАРИЯ АМФИЛОХИЕВА. Сказание о Бахозе

03.12.2018

Роман Аскяре Бойика «Бахоз»… Вероятно, многим читателям, увидевшим эту книгу с летящим всадником на обложке, неизвестно ни имя автора, ни имя героя, вынесенное в заглавие. Неудивительно. Курдская литература известна в нашей стране в основном узкому кругу специалистов. Да и о курдах у большинства представления весьма туманные. Между тем курды — это большой народ, имеющий сложную и длительную историю. Исконно курды жили на землях Передней Азии, носивших название Курдистана. В дальнейшем эти территории оказались поделены между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией, и на сегодняшний день курдский вопрос остается одним из сложнейших в международной политике. На территории бывшего СССР курды живут в Армении, Азербайджане, Краснодарском крае и Казахстане.

 Культура курдов очень древняя, национальные традиции для них имеют большое значение. Курды всегда стремились сохранять свою независимость, их борьба за самостоятельность не прекращается и по сей день. И тем более важной частью этой борьбы за самосохранение, за целостность памяти народа является искусство, в частности, литература.

 Роман «Бахоз» весь пронизан идеей сохранения народного самосознания, вопреки любым препятствиям, вопреки силе и коварству захватчиков-поработителей, извечная цель которых — выжечь память, сделать людей не помнящими родства безликими пешками, покорными любому приказу и любой прихоти тирана.

 А.Бойик – писатель, родившийся в Армении и начинавший свой творческий путь еще в стране Советов. Как отмечает во вступительной статье Джалиле Джалил, «Бахоз» —«это первый курдский роман-сказание, написанный с глубоким философским осмыслением истории и культуры древнего народа». Действительно, все произведение построено на легендах и мифах, объединенных общей идеей и общим героем. Книга может восприниматься и как волшебная сказка со сложным авантюрным и героическим сюжетом, и как философская концепция жизни отдельного человека и народа в целом, причем имеющая обобщенное значение, важное не только для курдов.

Действие романа происходит «в древней колыбели Курдистана на территории горных цепей Таврос и Загрос» (Д.Джалил). В повествовании речь идет о благословенной и прекрасной стране Мергасор и соседнем Гулистане, похожем ранее на земной рай, но превращенном захватчиками в плацдарм для дальнейших завоеваний. Автор подробно говорит о том, каким образом поработители — гладколицые Дети Пустыни — убивают душу народа.

«Пришельцы убили доброго короля той страны. Сильнейшие воины Гулистана пали в борьбе с захватчиками, а те, кто остался, были вынуждены подчиниться, приняв сторону врага. Спустя годы они и сами сделались похожими на своих завоевателей, утратив память предков, забыв, кем были прежде. Они стерли из памяти свою историю, забыли красоту и величие своего народа, обычаи и традиции, которым следовали с самого рождения их деды и прадеды. Их душа и характер настолько истлели, настолько покорились новым хозяевам, что теперь они уже не отличали правды от кривды и возжелали исказить весь мир по образу и подобию своему. Новые гулистанцы возомнили себя избранными, самыми умными, самыми храбрыми, единственными в своей правоте. Отныне их целью стало целиком подчинить себе свободных мергасорцев. Вторгшись на земли Мергасора, они грабили, убивали и насиловали, надеясь навеки сломить гордый дух людей» (А.Бойик).

  Весь роман — история о том, как Мергасор все-таки выстоял, и, как обычно в народном эпосе, возглавляет борьбу герой-освободитель, чья миссия и состоит именно в сохранении народной души, памяти и стремления остаться собой. Таков Бахоз, сын людей простых, но непокоренных, которые решились ценой своей жизни спасти ребенка, не отдавать его в янычары — и сын их потом стал спасителем всего народа. В младенчестве он лишился отца и матери, но запомнил последний их завет — помнить свое имя. Имя, данное при рождении — это некий код, талисман, сохраняющий самое заветное, родовое.

Тема памяти — одна из главнейших линий романа. Недаром непокорных преступников враги бросают в черную башню Забвения, из которой нет выхода. Это не просто поворот сюжета, это символ, дающий ключ к пониманию романа. Ведь дело не только в том, что узников люди забывают. Дело и в том, что народ, забывающий свою историю, оказывается в черной темнице, откуда выхода нет. Нет возврата к самому себе.

              Как во всяком сказании, в «Бахозе» много персонажей и сюжетных мотивов, родственных мифам и сказкам. Такие сюжеты, причудливо видоизменяясь, бытуют в сознании разных народов. Поэтому, читая роман, часто встречаешь сюжеты, давно знакомые по другим источникам.

 Например, есть в книге эпизод, когда Бахоз оказывается в пещере страшного одноглазого великана Соречавешина и с трудом спасается оттуда, ослепив гиганта и взяв на плечи барана. Конечно, сюжет о хитроумном Одиссее и циклопе узнается сразу. В другой раз Бахоз оказывается во чреве кита, подобно Ионе. Правда, обстоятельства иные и роль кита не библейская, а скорее родственная роли дракона, которому отдают в жертву лучших молодых людей селения.

Или такой персонаж, как огромный орел, помогающий герою преодолеть трудности и победить врага — этот образ часто встречается в сказках и мифах горных народов, которым эти гордые и сильные царственные птицы хорошо знакомы. И не случайно мать Бахоза, гибнущая ради спасения сына, оборачивается грозной орлицей, являющейся бессмертной Душой Мергасора и не оставляющей мальчика до тех пор, пока ему не приходит время получить нового воспитателя и учителя — Душу Предков, принявшую образ мудрого старца.

Есть в книге и широко распространенный в фольклоре и литературе многих стран образ умного коня — помощника и друга, часто предостерегающего своего всадника в момент опасности и спасающего ему жизнь. Соратниками Бахоза оказываются разные живые существа — от крошечных мышей, помогающих ему справиться с колоссом на глиняных ногах Чоккаишем, до могучего медведя. А однажды к нему на помощь приходит небесный воин — «бодрый старец в голубых одеждах, на поясе которого сверкали драгоценные ножны». Он отдает Бахозу волшебный радужный меч взамен меча, утраченного погибшим правителем Мергасора.

Ближе к концу романа у героя появляется друг-побратим, без которого миссия героя была бы неосуществима. Железный богатырь Джанполат — двойник Бахоза. Он тоже должен освободить свой народ от поработителей, а свою любимую девушку — от заклятия. Мотивы парных героев тоже можно встретить в сказаниях разных стран.

Малыша Бахоза воспитывает в лесу вместе со своими детенышами тигрица. Некоторые страницы романа напоминают историю Маугли, изложенную Р.Киплингом. Но в индийской сказке английского писателя цель Маугли — уйти к людям, не теряя дружбы с обитателями джунглей. Это книга взросления и осознания себя как человека, а Бахоз ни на минуту не забывает, что он мергасорец и не считает себя членом звериной стаи, хотя глубоко признателен приемной матери-тигрице.

История любви Бахоза к прекрасной Рож, чье имя означает Солнце, начинается вполне традиционно. Юноша-дикарь наблюдает пляску девушек у ручья и поражен красотой одной из них. Но если у Киплинга вспыхнувшее в душе Маугли чувство заставляет его уйти из джунглей к людям и начать новую жизнь, то у Байика все намного сложнее. С одной стороны, любовь — великое чувство, дающее силы, чтобы бороться и побеждать.

«Любовь — самый красивый из цветов, дарованных богом, — рассудила Душа Мергасора. — Любовь — это мечта, и если человек не будет следовать за своей мечтой, то не сможет сделать ни одного доброго дела. Тогда и Бахоз не сможет избавить Мергасор от поработившей его нечисти. Не сможет излечить его израненную душу». (А.Бойик)

 С другой стороны, Рож — не заоблачный идеал, а реальный человек со всеми людскими слабостями и недостатками. Она, как и многие люди, не в силах противостоять врагу, когда тот действует не только грубой силой, но и коварством, прибегая, в частности, к колдовству. Поэтому Рож предает влюбленного в нее юношу и тем самым едва не приводит его к гибели и становится причиной длинной череды испытаний, через которые он должен пройти. Тема коварства и обмана возлюбленной встречается в сказках и мифах разных народов, но здесь она окрашена в особые тона. Бахоз должен не просто простить Рож, но осознать причину ее предательства и спасти девушку так же, как спасает он весь свой народ. Но и красавица не остается просто безразличной фигурой на чужой игровой доске. Она должна пробудиться от наваждения и сделать свой шаг к освобождению от чар.

«О, бедная, запутавшаяся Рож! Сердце ее разрывалось на две части: с одной стороны, она любила Бахоза и с нетерпением ожидала возвращения своего возлюбленного, с другой же мечтала загубить его во славу короля. Трудно человеку, в чьих жилах течет яд предательства, сопротивляться его силе» (А.Бойик).

Именно в тот момент, когда ложь и предательство выходят из Рож в виде черной змеи, весь народ Мергасора становится свободным и вспоминает, каким он был раньше и должен стать теперь. Аналогичное превращение происходит с народом Гулистана после того, как Джанполат расколдовал его принцессу.

              Роман-сказание «Бахоз» — это сложное по сюжету и глубокое по содержанию произведение, истинно народное по своему духу, заставляющее задуматься о вечно злободневных вопросах. Хотелось бы отметить блестящую работу переводчика Юлии Андреевой, благодаря которой это произведение может быть доступно русскому читателю. Думаю, что даже по тем цитатам, что помещены в этой статье, можно сделать вывод, что язык повествования ярок, точен и гибок, интонация то романтически приподнятая, то исполненная искреннего горя и негодования. Неискушенный читатель будет рад следить за приключениями отважного юноши Бахоза, сопереживая герою и желая ему победы. Специалисту-литератороведу будет интересно проследить переплетение традиционных сюжетов, отделить бродячие мотивы от прямых заимствований. Историк обратит внимание на сложное отражение реальных событий в творческом сознании народа… Так или иначе, роман Аскяре Бойика — книга, появление которой переоценить трудно.

 Save as PDF
1 Проголосуйте за этого автора как участника конкурса КвадригиГолосовать

Написать ответ

Маленький оркестрик Леонида Пуховского

Поделись в соцсетях

Узнай свой IP-адрес

Узнай свой IP адрес

Постоянная ссылка на результаты проверки сайта на вирусы: http://antivirus-alarm.ru/proverka/?url=quadriga.name%2F