ЕЛЕНА ГРИГОРЬЯНЦ. Магия предмета в фотографиях Сергея Зизюлина
Метафизическая сущность вещи, является объектом постоянного интереса философии и искусства. Петербургский фотохудожник Сергей Зизюлин предлагает собственную трактовку этой темы. Фотонатюрморт давно перестал быть просто постановочной предметной фотографией, построенной только на взаимодействии предметов и пространства. Тем сложнее задача того, кто берется сегодня за этот жанр. От автора ждут индивидуальной интерпретации и особого понимания темы.
Творчество петербургского фотохудожника Сергея Зизюлина строится на сочетании всех доступных фотографии возможностей и живописности как принципе отображения реальности. Он использует фотоэффекты так же, как художник кисть и краски, точно выстраивает композицию, стремясь к визуальной легкости и одновременно к глубине смыслового прочтения произведения. Во многих своих работах он проявляет себя как изысканный колорист, играющий на полутонах и световых эффектах. Его подход к жанру фотонатюрморта отличает особое отношение к повседневному предметному миру, за которым в работах фотографа раскрывается неизмеримая глубина смыслов.
Беря предмет в качестве исходного объекта, фотохудожник начинает углубляться в его метафизическую сущность и раскрывает ее изнутри посредством изменения цвета, фактуры, а порой и трансформации самого предмета. Изменяя знакомые вещи, отстраняясь от предметного содержания фотографии, он меняет их привычное понимание, а уходя от вещественности, поднимается до живописного звучания и особой музыкальности произведения, которые лежат в основе особого авторского стиля Сергея Зизюлина.
Принцип возвращения к одним и тем же предметам и композициям, характерный для творчества фотохудожника, позволяет ему отойти от внешней составляющей и раскрыть то, что ускользает обычно от сиюминутного поверхностного взаимодействия с реальностью. Обращение к одним и тем же предметам, работа с теми же исходными отпечатками, позволяет создать натюрморты, наполненные разнообразными и разнохарактерными формами. Измененные с помощью различных фотоэффектов, они поражают порой неожиданной причудливостью. Магия предмета, раскрывающаяся от работы к работе, изменяющаяся вместе с новыми композиционными решениями и цвето-фактурными трактовками, обнажает все новые смысловые прочтения, не лежащие на поверхности и зачастую не переводимые в слово или концепт.
В пространстве фотокомпозиций привычные до банальности вещи, как, например, деревянная разделочная доска, становятся сложными метафизическими объектами, порождающими множество ассоциаций и смыслов. Светотени, блики, прозрачность стекла или же плотная фактура дерева, все это работает на создание напряженного взаимодействия предметных сущностей. Бутылки с их бликующей пластикой изогнутого стекла, которые фотограф подвергает цветовым трансформациям, лишая их привычной пластичности и превращая то в декоративный объект, то в отстраненно-философский образ, тени, причудливо лежащие на металлическом подносе, все это сливается в символический ряд, в язык новой реальности. Фотоэффекты, которые становятся элементом художественного языка, позволяют дать ответ на вопрос о том, что произойдет с предметом, если изменить взгляд на него. При этом в произведении нет ничего случайного, все точно выверено. И за этим особый авторский взгляд на мир.
Магия предмета в фотонатюрмортах С. Зизюлина строится на проникновении за видимую оболочку, где, через пластику линий, соотношение цветовых пятен, прозрачность и наполненность объемов, раскрывается метафизика предметного взаимодействия. В каждой работе, меняя цветовую гамму и фактуру снимка, он выстраивает ритмически упорядоченную композицию и показывает те возможности фотографии, которые позволяют создать особое живописное пространство и достигнуть эффекта созерцательной отстраненности. Все это делает образ мира более многогранным. В своих лучших произведениях, завораживающих чистотой и лаконичностью соотношения форм, фотохудожник создает пространство, в котором взаимодействие предметов через цвет и фактуру приобретает абсолютное звучание, уходящее в надпредметную реальность и раскрывающее некие новые смыслы.
Очень интересное исследование!