ОЛЕГ ОСИПОВ. Избранные миниатюры
20 лет назад ушел из жизни Олег Осипов (1933–1997), замечательный поэт, всю жизнь писавший «миниатюры без рифмы» (такое определение он придумал для своих текстов).
Каким-то чудом проскочила у Олега Петровича подборка в «Урале» в 1967 году. Затем лет двадцать проходил в «непечатных» авторах. Следующие публикации – уже после Перестройки: питерские газеты «Смена», «Литератор», «Петербургский литератор», кронштадтская «Морская газета»; журналы «Аврора», «Сумерки», сборники «Невские просторы», «День поэзии»; альманах «Петрополь»; «Антология русского верлибра».
В предисловии к посмертной книге Осипова «Капли» (так же называлась и его самая первая книжка, которая, правда, была в несколько раз тоньше), изданной Александром Житинским, Виктор Соснора писал: «Олег Осипов умер в 64 года, долго жил. При тщательном отборе от него останется не менее пятидесяти блистательных миниатюр, – много останется. На фоне современной самодеятельности чистота слога и видения мира у автора может быть оценена очень немногими. Но это минует. Придут другие юноши и девушки и увидят, что Олег Осипов и некоторые другие, пишущие миниатюры без рифм – поэты настоящих значений».
Арсен Мирзаев
КРУГ
Люди –
послушные дети.
Часовой стрелки.
УТРО
Потеряла красоту
роза в стакане.
Словно перечитывала,
всю ночь,
с фронта похоронку.
ДИАЛОГ В АВТОБУСЕ
– Что хорошего?
– Погода.
– А плохого?
– Все остальное.
ЭТЮД
В соавторстве с лесом
туман написал акварель.
Ее озвучивают птицы.
* * *
Девушка,
из отдела «Поэзия»,
без очереди
втиснулась в автобус.
Позади восемь часов
вежливости.
* * *
Дождь
моет тротуар.
Прохожие
покорно приняли
форму подворотни.
* * *
Две грозовые тучи
лбами столкнулись.
И… хохотнули.
* * *
Встречу нового года
надо перенести.
На весеннее утро.
Когда женщины хорошеют.
Слушая птиц.
* * *
Сегодня — эскалатор.
Между вчера
и завтра.
Движущийся
с неумолимостью времени.
Не бегите по эскалатору.
* * *
И под ноябрьским
ветром
держатся.
Солдаты осени —
листья.
* * *
Мороз тиранствует —
пока птицы
молчат.
* * *
Среди людей
весне одиноко.
Нет у нее
врагов и друзей.
Она для всех,
весна.
* * *
Друзья
в восторге.
От моего способа
их навещать.
По телефону.
* * *
Похоронил друга.
Назавтра к югу
потянулись гуси.
Рукой им вслед
помахал.
* * *
Поэт — путник.
Его звезда
всегда за горизонтом.
* * *
В этом мире
все взаимосвязано.
Если отнять
у людей одиночество,
будет больше собак.
Бездомных.
* * *
В пруд
бросил камень.
Вода
кругами пошла.
Словно боль.
* * *
Не имею права
принимать к сердцу
обиду.
Стихи начинают
сердиться.
* * *
Родился человек.
Встал в очередь.
На кладбище.
* * *
Числа февраля
сверху вниз,
как сосулька.
Кап-кап-и…
…Март.
* * *
Слушаю лягушек.
Они в восторге.
* * *
В трагедии маленького человека
Большие люди —
Статисты.
* * *
Не пожелаю
поэту бессмертия.
Стихи перестанет писать.
Отложит
на завтра.
* * *
Вольный ветер
в доме поселился.
Стал сквозняком.
* * *
Около могилы поэта
протоптана тропинка.
— Не обижайся, поэт!
Это твои читатели
мимо спешат.
БЛОКАДНЫЙ ЭТЮД
Ночная бомба
оставила от дома
одну стену.
В каждом окне
безоблачное небо.
ПРОВОДЫ
— Мама,
почему в церкви
поют?
— Мы поминаем.
— Мама,
зачем у нас в руках
свечки?
— Мы скорбим.
— Мама,
а почему, ты и я
в черном?
— Мы живые.
ВОСЬМИДЕСЯТИЛЕТИЕ
Старушка
впервые в жизни
пожаловалась:
— Пальто было легче
год назад.
ПУБЛИКАЦИЯ
Получил гонорар.
Радуюсь настолько,
насколько беден.
* * *
Сказала ты,
что теплые
в земле
корни деревьев.
Я жив.
Но их объятий
жду.
ЖЕНЩИНА
Э. Лопатиной
— Ваши глаза
голубые,
как ветер.
— Ветер
не может быть
голубым… —
ответила женщина.
Почему же
мне зябко,
подумал он.
* * *
Подобрал дворнягу
в телефонной будке.
Табаком у меня
вся пропахла.
И привыкла к запаху
одиночества.
ПЕРВОЕ НОЯБРЯ
Садик во дворе
На Литейном.
Листьев
у тополя осталось
на один выход
дворника.
* * *
Старею.
Весна —
событие.
* * *
Умерла на тротуаре
седая собака.
И некому закрыть
весеннее солнце.
в ее глазах.
* * *
Небо — это ребенок.
Захочет плакать,
плачет.