НАТАЛИЯ ЛЕГКОВА. Как упоительны в России вечера
А вы уверены, что готовы узнать ответ на этот вопрос, данный в далеком 1909-м году и каким-то чудом услышанный нашим современником? Предупреждаю сразу, все это чертовски далеко от романтических слез о «России, которую мы потеряли» и вместо нежного хруста багета вы услышите душераздирающий скрип колес телеги русской истории.
Итак, очередная премьера театра «Русская антреприза имени Андрея Миронова», спектакль «Два часа в благородной семействе или о чем скрипела дверь» по пьесе Александра Амфитеатрова. Полузабытый автор, малоизвестное произведение, выбор скажем прямо, отважный для нашего прагматичного времени. Но постановщик, Евгений Баранов, рискнул и выиграл. Спектакль получился гомерически смешным, потрясающе интеллигентным и совершенно современным. В нем все на грани фола, происходящее на сцене парадоксальным образом опошлено и в то же время лишено и тени скабрезности или дурновкусия. Да, персонажи Амфитеатрова таковы, что клейма ставить негде, но при чем тут режиссер и актеры? Совершенно не при чем. Они покажут нам разухабистую историю из старинной жизни, после чего снимут грим на наших глазах и все вернется в 2017-й год. За этот ход хочется еще раз горячо поблагодарить Евгения Баранова. Амфитеатров не знал, на пороге каких потрясений стоит Россия, но мы-то знаем. Режиссер не стал изображать неведение, протянув нить из прошлого в настоящее открытым приемом. Да, многие реплики в пьесе Амфитеатрова вызывают в зале смех, потому что они по сей день звучат и с высоких трибун, и в трамвае, и в беседах интеллигенции на кухнях. Но Баранов не превращает спектакль в политическую агитку, давая лобовые оценки политическим событиям столетней давности. Для зрителя трагедия, в которой пружина действия сжимается все сильнее и сильнее, проигрывается в виде лихого фарса.
Очень трудно писать про отдельные актерские работы, на сцене – прекрасно сыгранный ансамбль, единый организм. Мы видим фейерверк блистательно исполненных актерских реприз, сменяющих одна другую во все нарастающем и нарастающем темпоритме. Постановщик принял собственный вызов вместе с остальными исполнителями, он играет в собственном спектакле роль Пьера, великолепно справившись и с режиссурой, и с актерскими задачами. Браво, брависсимо!
Бабушка и дедушка (актеры Рудольф Фурманов и Татьяна Захарова), уходящая натура. Милые старички, почти старосветские помещики, но по ходу спектакля возникает ощущение, что эта парочка в родстве с господами Головлевыми, и очень близком. Прелестная, уютная семейка, в доме которой скелетов столько, что шкафы трещат.
Средний возраст. Хочется без остановки хвалить всех, но будет слишком много текста. Елена Симонова, Николай Дик, Марианна Семенова, Евгений Баранов играют и яблочки, недалеко укатившиеся от яблоньки, и людей уже другой эпохи. Подавленные желания, благопристойная томность, передовые взгляды, сложные отношения и утонченность эпохи модерна отлично уживаются в их персонажах с все той же, кондовой и жутковатой головлевщиной. Перед нами та «благородная» Россия, терять которую абсолютно не жалко, более того, хочется взять и помочь ей исчезнуть навеки. Но с этим в финале прекрасно справится молодежь, а мы будем в растерянности, кого тут вообще жалеть? Неожиданное решение финального события Барановым, в котором господские внуки объединяются в революционном угаре с «униженными и оскорбленными», прежде чем тоже уйти в небытие, просто не оставляет зрителю пространства для однозначных выводов. Всего на несколько минут мы, смеявшиеся без остановки почти два часа, погружаемся в кошмар, хаос и кровь, чтобы тут же вернуться в наши дни вместе с актерами. И в этом – огромное режиссерское милосердие Баранова, сумевшего создать очень светлый и чистый спектакль, позволяющий зрителю еще раз всмотреться в страшное прошлое, не погружаясь в кромешный ужас, который творится на сцене.
Нельзя не отметить, что молодые актеры Игорь Юдин, Арсения Бычкова, Анастасия Русакова и Михаил Драгунов играют «во взрослой лиге» точно и органично, и слияние их героев в финальном танго смерти не удивляет, настолько логично оно вытекает из их историй. Лакей и генеральская внучка, балованный дворянчик и прожженная горничная, «Эх, эх, без креста!»…
Спектакль оформлен произведениями Игоря Рогалева, композитора, который славится остроумием в музыке. Здесь, пожалуй, можно говорить уже не о шуточках, а о самом настоящем злостном хулиганстве. «Лунная соната» оборачивается «Очами черными», незаметно переходящими в вальс Грибоедова. В сочетании с хореографией Ильи Устьянцева, прекрасно уловившего суть и режиссерского, и композиторского замыслов, эта музыка производит ошеломляющее впечатление.
Рекомендую спектакль «Два часа в благородном семействе или о чем скрипела дверь» к обязательному просмотру, как говорили в чуть более поздние, чем Серебряный век, но тоже уже прошедшие, времена. Легко, смешно, умно и тонко. Думаю, что эта постановка надолго войдет в афишу «Русской антрепризы имени Андрея Миронова» на радость зрителям.
С премьерой!
Дипломант Всероссийского конкурса кинорецензий, Наталья Легкова