ВЛАДИМИР БЕСПАЛЬКО. Стихотворения.
Может, нынешних дней драматизм
В облаках, что над Невскою стынью
Чуть прогнулись, приплыв из Хатыни,
Словно призраки сгинувших изб.
А на Средней Рогатке асфальт
Дышит болью того поколенья,
Что, слепое презрев поклоненье,
Из могил остро чувствует фальшь.
Может, весь драматизм, что среди
Победивших войну жить непросто,
Может, легче под танк, чем в подростках
Пребывать до холодных седин.
* * *
Вдоль канала пробегают блики.
Тяжесть сернокислого дождя.
Трудно жить в наш век разновеликий:
Космос, атом, кепочка вождя.
И душа, закутанная в тело,
Вся из боли, страсти и огня –
Тот же космос – нет ему предела.
Как разыщешь в космосе меня?
* * *
Мне нравится, что вам не нравится
Всё, что не нравится и мне.
Исчезнет тело. Переплавится
Душа в космическом огне.
И воплотится снова в тело
И жажду жизни обретёт.
Круговорот – святое дело.
У неба дел невпроворот.
* * *
Дети возятся с облаками,
Запуская воздушного змея.
Тянутся, тянутся к небу руками,
Только бумагу и нитку имея.
Учатся плавать по зыбкому небу,
От счастья полета невольно немея.
Девчонка в траве одуванчика ребус
Решает. Смешны ей затеи со змеем.
* * *
Отбивала осень ватерлинию
Мокрой кистью ржавых осин.
Ей по душе работа эта,
Подчеркивая неба синь,
Зачеркивать остаток лета.
Но отчего так на излом
Испытывает печаль нас,
И речка голубым узлом
Завязывает островок песчаный.
А за окном всё осень, осень.
Мужик, перекрестивши рот,
Не поле, но Россию косит,
Неурожайный косит год.
А бабы с добрыми корзинами
В платках с пылающими розами
Всё что-то ищут под осинами,
Всё что-то ищут под березами.
Как будто крохотные истины
Им открываются в грибах.
Они детей и войны вынесли
Не на гербах, а на горбах.
Состав, покачиваясь, мчится
Над ватерлинией закат.
Хрущёва сняли – что творится!
В чём этот гений виноват?
Разоблачил «отца народов»
И прочих нравственных уродов –
«Все модернисты – педерасты!
Маршрут Царь-бомбе укажу.
Попы исчезнут – сгинет каста.
Последнего всем покажу».
Так возглашал бедовый кормчий.
Народ молчал. Но рожу скорчил.
* * *
Вращает ветер карусели
Росистой солнечной сирени.
В ее кустах звучат свирели
Птиц, очарованных весной.
К чему весне жара и зной?
Сирень – нездешних мест жилица.
Ей Персия доселе снится.
Сирень сама, словно девица,
Явилась миру из шатра.
В шатре пируют до утра.
Сирень, синель весны свирель,
Усадеб барских акварель.
Художники ее на холст
Переносили в полный рост.
И вновь с волненьем переносят.
Да и поэт – известный Осип –
«Глубокий обморок сирени»
Вдохнул в моё стихотворенье.
* * *
Веранда. Стол. Вино и брынза.
Омытый светом южный сад.
Пронизан солнцем виноград.
В нем косточки – подобьем линзы,
Свет преломив, смущают глаз,
Соединяя с жизнью нас.
Веранда. Скромное застолье.
Вокруг прибрежное раздолье.
Морская соль блестит на скалах.
Над ними в поднебесных залах
Вальсируют бесшумно чайки
Легко и так необычайно,
Что, забывая про застолье,
Смотрю на них и сам невольно
Кружусь и глупо, и нелепо.
Я – человек. Над нами – небо.
Небесный свет несовместим
С высокомерием людским.
* * *
От настроений ваших я устал.
И от своих устал я настроений.
Я раб причуд и странных совпадений.
Я мягче трав и тверже, чем металл.
И если говорю, то что сказал,
Уже сбылось, уже осталось в Слове.
И каждый прав в своей святой основе,
А кладбище похоже на вокзал.
* * *
Осень. Мрак. Всё серо, пусто.
Дремлет муза, дремлет чувство.
Позвонил искусствовед,
Объявил, что он поэт.
Я ответил «очень рад,
Без сомненья, вы талант».
Дозвонился композитор,
Произнес «спешу с визитом.
Я уже не музыкант.
Я в поэзии гигант».
Позвонил библиотекарь,
Возопил «фонарь, аптека».
И добавил «я поэт,
Равных не было и нет».
Это, видно, неспроста.
Осень. Мрак. И пустота.
* * *
На перепутье меж злом и добром
Душа беззастенчиво внемлет природе.
Зима наступает. Не холодно вроде,
Но желтые листья под серебром.
Душе свет любви испытать довелось.
Доверилась небу, себе и простору
И звездным псалмам, и незримому взору
Того, кто не ведает веры в авось.
* * *
Горожанка – почти парижанка –
С отраженьем Фонтанки в очах.
То себя, то ей Неточку жалко
В неестественно белых ночах.
Свиток жизни – надежды, страданья –
Развернула над бездною лет.
Град Петра для нее мирозданье,
Из которого выхода нет.
Ну, а если сказать покороче,
Без нее удлиняются ночи
До холодной и мрачной тоски.
Ночь бела. Да не видно ни зги.
* * *
Сквозь витражи осенних облаков
Сочатся краски лип, осин и кленов,
Цветенья облаков вдоль небосклона
Легко скользят. А раз сюжет таков,
То повторю: сияют витражи
Осин и лип, и кленов. Мне приятно
Смотреть и видеть, как цветные пятна
Скользят и тают и не терпят лжи.
А наши мысли, словно облака,
Скользят в мозгу, приплыв издалека.
А если этот факт недоказуем,
То и пейзаж вокруг непредсказуем.
Так думал я. Дорожное мышленье
Дарует зренье, скука и безделье.
Вдали возникали церковь и погост.
Над каждою могилой листьев горсть.
А те, кто растворились, став землей,
Должно быть, усмехнулись надо мной.
Закат угас. В прозрачное стекло
Пространство звёзд замедленно втекло.
Недаром ощущенье посещает,
Что звёзды град небесный освещают.
Автобус мчит, летит остервенело,
И я лечу, хоть неподвижно тело.
Но повторю: поверить я готов
В небесный свет небесных городов.
А те, кто растворились, став землей,
Должно быть, усмехнулись надо мной.
Я над собою тоже усмехнулся,
Но собственной гордыней поперхнулся.
Да, мир устроен так, как он устроен,
А каждый лидер поневоле воин,
А если лидер женщина – тем паче –
Семью взорвет и мужа одурачит.
А наши мысли, словно облака,
Скользят в мозгу, приплыв издалека.
А если этот факт недоказуем,
То и сюжет любви непредсказуем.
А общий путь сквозь радость и нытьё
Из бытия скользит в небытиё.
А коль душа бессмертна – всё чудесно.
Есть шанс переселиться в град небесный.
* * *
Технический способ мышленья
Приводит меня в изумленье.
Электротехнический разум
Проникнул во всё как зараза.
Бессмысленность лезет наружу.
Я мыслю как все, даже хуже.
Быть может, вино или водка,
Проникнув в мозги через глотку,
Промоет мышленье – в итоге –
Жизнь – ток, пребывающий в Боге.
* * *
Весьма серьезный факт
Преподнесла наука:
В космическом масштабе
Нас вроде вовсе нет.
Сей факт невольно вызвал
Немыслимый восторг.
Мираж – теленок в поле,
Ребенок на горшке.
И грозный царь на троне.
И боль в моем смешке.
* * *
Упал случайно на перо
Луч из-за тучи.
Я – Арлекин, и я – Пьеро,
И даже круче.
Смеюсь и плачу набегу,
Шепчу «доколе?».
Не пожелаю и врагу
В одной две роли
Сыграть в спектакле бытия,
Ничто не знача.
Ужели я уже не я?
Смеюсь – не плача.
* * *
Не спешила делиться со мной
Теплотой дорогая Русь,
Поворачивалась спиной,
Всё ждала, когда я повернусь.
Не обиду таю, не грусть,
Не безмолвие немоты.
Всё, что было и есть – ну, и пусть.
Всё, что будет – и так лады.
* * *
Не прибавишь – не убавишь:
Жизнь из чёрно-белых клавиш,
Так звучит невыносимо,
Что ору – за всё спасибо.
Я давно заткнул бы уши
Да боюсь закон нарушить.
Даже в чёрной полосе
Звёзды светятся в росе.
В переливах тьмы и света
Дерзко кружится планета.
Жизнь из чёрно-белых клавиш:
Ту нажмёшь, на ту надавишь,
Ну, а если не нажмёшь,
То беззвучно проживёшь.
* * *
Мелькнут: то Чуди, то Довлатов,
То Анцелович – всех не счесть.
Газетный сектор Лениздата
Почти палата номер шесть.
Туда-сюда по коридору
Снуют создатели газет,
Пытаясь втиснуть в хаос вздора
Холодной правды горький свет.
Цензуре жить не интересно
Без мелких каверз, крупных драм…
В буфете Капа – если трезвый –
В кофейной чашке даст сто грамм.
Покинув стены Лениздата,
Войду в округлый блёклый сквер.
В нём Ломоносов – чудо чадо –
Вникает в тайны звёздных сфер.
Пройдусь замедленно по Росси:
В балетных классах мезозой.
Вращаются дожди, как оси
Меж Петропавловкой и мной,
Меж телевышкой и Обводным –
Бесцветной жизнью воробья…
И невозможно быть свободным
Не от людей, не от себя.
* * *
Та детская игра
«Замри, умри, воскресни»
По-своему мудра –
Её забыть пора,
Но вспомнить интересно.
Вот замер и стою –
Двуногий одуванчик.
Смеются надо мной.
А я – упрямый мальчик.
Я замер и меня
Насмешки не волнуют.
Мне сажей мажут лоб
И щёки – всё впустую.
Я замер, умер я.
Смерть холодна на привкус.
Измазан сажей я,
Поскольку рядом примус.
Послевоенный год.
Играем. Все хохочут.
Вот-вот воскресну я –
Хочу воскреснуть очень.
* * *
Почти античные скульптуры –
Полураздетые фигуры –
Рубились дерзко в домино,
А рядом водка и вино.
Какие лица, жесты, фразы…
Одень их в смокинги иль рясы –
Они сквозной житейской расы.
Они в парламенты не вхожи,
Они на жизнь свою похожи,
Зеркально в них отражены
Их тёщи – в образе жены.
Содрав чеку с бутылки новой,
Распить её за миг готовы.
В миниатюре домино –
Сраженье под Бородино.
Все дуэлянты, полководцы.
Над ними дым столетий вьётся.
Того гляди земля прогнётся.
Один упал, но сердце бьётся,
Вопит, что с ложью разберётся,
Что вся политика страны –
Луна с обратной стороны.
А. С. Мореву
Переливая из пустого в порожнее
Потустороннюю мысль,
Забиваю горло мороженым,
Заедая кислый кумыс.
Надо мною деревья
Взбираются на Ай-Петри,
Подо мною море вспененных чувств.
Ничего в этом мире я и в малом не петрю,
Мыслит: облако, море, дорогой догорающий куст.
Алупка дышит полуденным зноем,
Серые собаки впаяны в серый асфальт.
В ослепительном парке две Тамары иль Зои
И один баритон, излучающий фальшь.
День стоит изваяньем на фоне шумящего моря.
Трудно быть изваянием – миг – и упрёшься в закат.
Показалось: этюдник раскрыл Александр Сергеевич Морев,
Растворилась Алупка – пролетарский возник Ленинград.
Дым заводов и фабрик, мастерских и цехов ширпотреба,
Восходящей струёй закоптил бледно-серое небо,
А под небом – собор, Эрмитаж и шедевры музеев,
Но они для трудящихся масс – неземные затеи.
Пятилетку даёшь. Под восторг ИТР и рабочих
Сходит атомный Ленин, он полярные льды раскурочит.
За шедевр – ледокол – корабелы пьют гордо и стоя,
Надвигается мгла и порыв трудового застоя.
Над турниром поэтов сгустились могучие тучи
И разрывы от молний доминируют резко во тьме.
Морев с Бродским схлестнулись за право быть лучшим.
Тот и тот убеждён в неизбежной своей правоте.
Поэтический бум взбудоражил мозги поколений,
И расцвёл самиздат – райский сад. Преклоняю колени.
Перестук пишмашинок вызывает у власти невроз,
Тунеядца судили и сослали в безвестный колхоз.
По сценарию неба, судьбы и течению жизни
Проявился сюжет драматичней Шекспировских пьес.
Голос вырвать из горла приказала подручным отчизна.
А без голоса Морев – невозможен, он в голосе весь.
От издательств несло циркуляцией всех циркуляров,
Духом подлых интриг кабинетно державных людей,
Разделивших творцов на своих и чужих и школяров,
Не постигших закон атеизма и величье суровых идей.
Без затей от тоски, накопившейся в теле,
Морев сжёг все стихи. В пепелище они не истлели.
Домашёв их извлёк – многорук, словно Шива –
И в одном экземпляре издал.
Морев был удивлён – книгу взял – переплёт мешковина.
В чём причина того, что, отмеченный метой бессмертья,
Он творил, словно Бог за спиною незримо стоял,
Но тянули его к чёрной штольне дотошные черти,
Ты зачем эту штольню предсказал в сокровенных стихах?
Ничего не пойму. Да и ладно, и пусть, да и ладно…
Жить духовно свободным среди несвобод – тяжкий крест.
Даже долю секунды не вернуть из мгновений обратно,
Чтобы крикнуть сквозь годы «Всё по-прежнему, Саша, окрест».
Из пустого в порожнее переливают столетья,
Наши души и осень, впечатленья задумчивых глаз…
И на мушке всегда своевольные дети-поэты.
Не об этом ли моря священный и вечный рассказ?
О. Ю. Бешенковской
Сквозь «Ленинские искры» карнавала
Она себя сама короновала
Из слов и звуков сотканной короной,
Чтоб не казаться белою вороной
Средь вундеркиндов – стихотворцев чутких –
«Гимнастов слов», влюблённых в свои шутки.
Освоив рифмы, ямбы и хореи,
Одни взошли, другие захирели.
Экстерном перепрыгнув ЛГУ,
Решила – всё сама всегда смогу.
Она желала славы и успеха,
Как, скажем, Евтушенко или Пьеха.
Она в себе взрастила фаталистку,
А фатализм – фата-моргана риска.
В ней – Дева Орлеанского посева
Жила. И в ней же расцветала Ева.
Но победила жажда диссидентства,
А со щеки слезой стекало детство,
В слезе мелькали «Ленинские искры»,
Отец и мать, и происки, и иски
Святых отцов невидимого фронта:
«Ты пишешь дрянь, ты – жидкий голос фронды».
Жизнь подносила яркие подарки:
Из журналистов – в пекло кочегарки
Легко вошла. И, сжав перо рукою,
Босой прошла над огненной рекою.
Кривулин, Эткинд, Гинзбург, Б. Никольский
Воспели оды Ольге Бешенковской.
Дар произнёс, нахмурив брови-тучи,
Неплохо пишешь, но могла бы лучше.
А «лучше хуже» – разве в этом дело?
Жизнь и судьба – роман, эссе, новелла…
Жизнь совершенна в рамках беспредела.
Поэзия – не род литературы,
А жизнь и смерть творца своей натуры.
К. К. Кузьминскому
Бармалей идей, но мудро,
Заявил «года – вода,
Будет день, настанет утро,
Ночь не будет никогда».
В граде шпилей и кошмаров,
В мрачном блеске красоты
Он сыграет вам задаром
На шарманке бороды.
В этой, блин, стране могучей
Все могли бы жить получше.
Да не получается.
Жизнь опохмеляется.
Он такие строил рожи,
Всех безгрешно матеря,
А штаны из черной кожи –
Знак величья бунтаря.
Он, собрав бродяг мышленья,
Заглянув за небосклон,
Им внушил, что каждый гений,
Гениальней, впрочем, он.
Он умчался в край далёкий
Навестить нездешних дам,
И шарманки дикий клёкот
Раздавался здесь и там.
В никуда отбросив кости,
Вспомнил лунный блеск Невы,
Трижды Ка, а выйдет Костя,
Не Орфей – Борей, увы.
Обогнув атолл цензуры
Над Лагуной Голубой,
Крутит с Музой шуры-муры,
Намекает, что Живой.