АРКАДИЙ ШАЛЫГИН. Дар индивидуальности. О живописи Лики Волчек

27.04.2016

Лика Волчек – художник и поэт, хорошо известна в элитарном искусстве Санкт-Петербурга.  Сначала прозвучали стихи, поэмы, эссе, появилась книга «Мозаика состояний» (1997), затем на выставках, персональных и коллективных, были представлены живописные работы и альбом «Вечная женственность» (2005). Картины Лики – это страстные мифотворческие фантазии. В них в изысканно-декоративных формах предстают и философские рассуждения, и неподдающиеся разгадке тайны Эроса и Танатоса, и откровения любви, и вольная интерпретация библейских тем.

Характерная особенность творческого стиля – индивидуальность, столь ценимая в наше время. Она проявляется в пятнах-полях цвета, в изысканной орнаментальности линий, в красоте перфомансов, в игривой женской завлекательности рождаемых образов. Ее картины фовистски уникальны, они перенасыщены энергетикой цвета и пластики, непредсказуемой сменой ритмов. В них воспроизводятся красочные архетипы мифических образов и колдовских фантазий, декоративная шутливость сочетается и с петербургским высоким стилем, и с чисто женским изяществом. Картины Лики, радуя, втягивают зрителя в игру и даже в сотворчество. Пробуждая воображение, они позволяют освободиться от страхов, отрицательных эмоций, свойственных нашему времени. Выразительность и индивидуальность таланта делают искусство Лики Волчек особым явлением в новейших течениях художественного мира Санкт-Петербурга.

Работы Лики образуют серии. Серия «Вечная женственность» /«Красная девушка» (2002, х., м., 80х60), «Похищение крылатого существа» (2001, х., м., 34х34). «В резонансе» (2003, х., м., 50х60), «Внутренняя связь» (2003, х., м., 50х60), «Вакханка» (2001, х., м., 40х30), «Примирение» (2001, х., м., 80х90), «Истома столкновения» (2002, х., м., 90х60), …/ соответствует своему названию.

В «Библейской серии» /«Мировое древо жизни» (2004, х., м., 90х90), «Даниил и львы» (2002, х., м., 80х100), …/ звучит тема страстей человеческих. Серьезное здесь соседствует с лукавством, иногда перемежаясь улыбкой.

В «Письменах» /«Письмена песка» (2004, х., м., акрил, 160х120), «Золотые, бронзовые, серебряные письмена времени» (2004, триптих, х., м., акрил, 100х60), «Письмена на желтом» (2003, х., м., акрил, 80х60), «Письмена на оранжевом» (2003, х., м., акрил, 80х60), …/ художник, наделенный шестым чувством, устанавливает связь между земным и духовным, между миром «плотным» и миром «тонким». Возможно, «Письмена» пришли из прошлого или из будущего и будут расшифрованы в надлежащее время теми, кому адресованы. Они напоминают пророчество царю Валтасару, начертанное перстами «руки человеческой», прочитанное и истолкованное пророком Даниилом: «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин» (Книга пророка Даниила, 5.25, 5.26–28).

В «Галактической серии» /«Звездные письмена» (2004, х., м., 140х120), «Космические структуры» (2004, х., м., акрил, 170х140), «Зарождение жизни» (2004, х., м., акрил, 170х140), «Вселенная» (2001, х., м., 80х60) в виде девы и «Огненная дева» (2002, х., м., акрил, 70х40), танцующая в музыке небесных сфер, …/ Лика передает, и бескрайность пифагорейских небесных сфер и непостижимость гетевского макро- и микрокосма. Отличаясь эмоциональностью, картины Лики таинственны и загадочны, как и полотна на эту тему, привлекающую петербуржских художников Е. Барского, М. Корякина.

«Амазонки» /«Танец амазонок на солнечной лужайке» (2001, х., м., 60х70), «Танец амазонок на закате» (2001, х., м., 60х70), «Танец огня» (2002, х., м., 60х70), «Амазонка» (2004, х., м., 100х60), словно скачущая на волшебном человеко-осле из «Сна в летнюю ночь» Шекспира, …/ буквально завораживают стремительной динамикой ритмов.

В картинах Лики утонченная красота соседствует с мистикой. В них проявляется и ее интерес к архаике − первобытному искусству, искусству неолита, шумеров, древнего Египта, Месопотамии, древней Греции.

Приведу высказывания Лики, приоткрывающие ее замыслы, ее внутренний мир:

– Творчество – это внутренняя необходимость. Пишу каждую картину, как эксперимент. Чувствую себя демиургом.

– При погружении в творческий процесс происходит расширение, ускорение сознания. Важно наличие мистического опыта, чтобы писать не само дерево, а душу дерева, не камень, а душу камня.

– Как надо писать? – Никто не знает, как надо! Творчество − духовное напряжение, внутреннее преодоление и затем разрешение от бремени замыслов.

– Обратная связь – созданное художником оживает (как Галатея) в тонких мирах, в пространствах, где зарождаются образы.

– Выписываю эфемерные «энергоформы» – прообразы форм земных. Картины дают импульс рождению новых энергоформ в тонких мирах.  Отсутствие творения мыслей – апогей творчества.

– Некоторые работы необходимо писать быстро: час, два — техника не позволяет в них что-нибудь менять. Другие рождаются годами, с множественными наслоениями красок.  Первые наивны и прекрасны первозданной чистой энергией, вторые тем, что в них живет сама вечность. Каждое прикосновение к холсту как будто «старит» его, иногда кажется, что и сама вечность постарела.

Картины Лики, как и стихи, лирические, неожиданные, оригинально-мудрые, запоминаясь, глубоко волнуют. Они бывают и серьезными, и по-детски игривыми.

Лика активно занимается выставочной деятельностью. Ее работы можно видеть на престижных коллективных выставках, подобных ежегодным «Весь Петербург», что говорить о признании профессионалов. Персональные же подтверждают внимание к ее творчеству и многочисленных зрителей, и художников, искусствоведов. Приведу навеянные ими ассоциации, фрагменты выступлений на некоторых из них.

Выставка «Энергоформы неба и Земли» (Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург, сентябрь 2006) захватывает и богатством идей, и разнообразием их воплощения. Лика: «Происходит циклическое взаимодействие: Бог, сотворени, … Дева, рождение, … покаяние, … Бог… Мужское и женское начала… Близкий нам тонкий и духовный мир, макро- и микрокосм».

В искусстве, как и в жизни, женщина сначала превосходит мужчину в рациональном, а потом в какой-то момент в страсти чувства. Все это есть в умной живописи Лики. В ее «симфониях цвета» строгая «мужская» архитектоника, смягчаясь, сочетается с женской эмоциональностью. Развивая идеи Кандинского, Лика во взаимодействиях цвета с лишенными контуров формами выражает незримое, таящееся с детства и не покидающее нас никогда.

Эпиграф: «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие.1.27) отображает внутреннее содержание работ: и живописи, и объектов.

Авангард и Антиквариат – название персональной выставки Лики Волчек, открывшейся в декабре 2006-го в Арт-клубе «Дворянское гнездо». Были представлены работы новые и известные по выставкам, каталогам, публикациям. Как все истинное, элегантный фовизм картин и изысканный антиквариат XIX века, органично сочетаясь, создают замкнутое художественное пространство.

В работах 2006 года во взаимодействии цветовых пятен художник как бы продолжает дискуссию 1950-х о том, каким должно быть абстрактное искусство: строго геометрическим или бесформенным. В сложных и композиционно умных переплетениях цвета буквально оживает мысль Гегеля: «… чувство представляет собой неопределенную, смутную область духа; чувствуемое нами остается закутанным в форме абстрактнейшей единичной субъективности …».

На полотнах Лики словно обнажается тайна женской страсти: в начале пастельно-рациональной, затем вспыхивающей ярким пламенем и угасающей в тончайших оттенках фиолета, и вновь возникающей в метемпсихозе вечной женственности. Отвлекаясь от конкретных названий, они воспринимаются как фантазии и композиции, соединяющие в мистике номеров-чисел прошлое, настоящее и будущее.

Работы Лики «смотрятся» и на коллективных выставках. На ежегодной выставке «Весь Петербург-2006» полотно «Звездная мистерия» органично вписывалось в огромное пространство аванзала «Манежа». Свободно висящее (без рамы и подрамника), оно словно открывает нам безвесие бесконечности. Глядя на него, хочется сказать: «Неисповедимы пути Твои, Господи! …» Божественное вдохновение двигало рукой художника.

            Неолит на берегах Невы. Кто видел древние наскальные росписи? Наверное, никто из читающих эти строки. Но мы их отчетливо представляем. Откуда приходит это знание? Из генетической памяти рода? Из таких явлений, как реинкарнация? Ответ можно узреть на этой выставке Лики Волчек, состоявшейся весной 2007 года в Галерее «Джемм-холл», Санкт-Петербург. Он словно витает в золотых и серебряных письменах времени, в экспрессии линий картин, в пластике природного гранита. Это и «архаичность форм, и обобщение образов, и линеарность фигуративных работ, … и проявление вечного дуализма природы».

На выставке «Орнаментика неолитизма» (февраль, 2007, Русско-немецкий центр при Петрикирхе, Санкт-Петербург) представлены живописные серии: «Орнаментальные сюрр», «Письмена», пластические композиции из камней, как правило из красного гранита, базальта; фильм «Неолитизм», снятый ТV. «Орнаментальное письмо – глубинная память человечества, проявления творящего духа… нашептанные художнику снами Земли…»

Работы Лики – это стихийная индивидуальность цвета и пластики, вызывающая беспредметные мистически сладкие, а порой, и горькие ощущения. Постигая, начинаешь чувствовать в переливах цвета-звуков, как в детстве, их глубинную потаенность и интимность, когда, открытые для всех, они обращены лично и только к Вам.  В радости «любви к самой любви» притягательность ее творений. Как истинные произведения искусства, они живут в потоке вечности.

«На лоне скучного покоя» взрывают быт и время.

Аркадий Шалыгин

 

1 Проголосуйте за этого автора как участника конкурса КвадригиГолосовать

Написать ответ

Маленький оркестрик Леонида Пуховского

Поделитесь в соцсетях

Постоянная ссылка на результаты проверки сайта на вирусы: http://antivirus-alarm.ru/proverka/?url=quadriga.name%2F