АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВ. Памяти Константина Кузьминского.
возвращаясь к теме
о холодном теле
птицы сирены меня не отпоют
друзья в озверении по-чёрному запьют
и отнюдь не «коку»
поминая коку
холодно на этом а на том хана
там не будет свету даже из окна
в бурке папахе
помогут закопают
будут надо мною морковки расти
каждую не можно чтоб сжать в горсти
на рынке сокол
сорт свежий «кока»
летом теплынь в огороде под москвой
будет только овощ отдавать тоской
сорт с горчинкой
не солить не перчить
над соцветьем бабочки будут летать
бабушки будут полоть и поливать
вырасту гряну
на родину гляну
вот тебе и тело из глины в глину
журавли потянутся клином к клину
Константин Кузьминский
Анатолий Михайлов
КРАСНЫЙ ПАРОВОЗ
Проштудировав на Крупе всё новьё, вдруг наткнулся на брошюру Всеволода Некрасова, где тот обрушился с обвинением в адрес Кузьминского, что он (Кузьминский), будучи ещё в Техасе, в начале 80-х подставил (уже не помню фамилии) – ни то художника, а может, и поэта, и за такую подлянку он (Некрасов) готов теперь «плюнуть Кузьминскому в рожу».
Решил купить и уже в Нью-Йорке засомневался – давать её тебе или не давать – документальную бомбу, где твой товарищ по оружию хватает тебя за руку. И когда всё-таки вручил, то был озадачен твоей реакцией: твои «мохнатые рты» обозначились репейниками восторга.
И сразу же припомнился эпизод, как ещё в 70-х (я работал тогда экспедитором в «Союзпечати»), закончив развозку газет, мы взяли (с букетом сиреневых гиацинтов) озабоченного клиента, и тот, вдруг велев тормознуть, оставляет нам в залог червонец.
— Я, — говорит, — сейчас… – и, расправив свой букет, выскакивая, хлопает дверцей.
И минут через десять возвращается уже без букета: под глазом – свежий фингал и из разбитого носа прямо на белую рубашку вытекает «красный паровоз». А сам такой счастливый и чуть ли не потирает руки.
Ну, а финальный аккорд прозвучит на «олеандре камней миссалонги», увенчанный спором: оставлять или не оставлять на пергаменте артпартии «Правда» узор Всеволода Некрасова? И твой праведный гнев, что Севка Некрасов – это же высший пилотаж! И уж его-то – кровь из носа – ты как штык оставишь и, грудью на амбразуру, никому не позволишь обижать.
ЛЁНЯ КОСОГОР
Когда-то, ещё на Покровском
бульваре, мне объяснили, что такое фраер:
люблю блатных, но воровать боюсь.
Моя настольная книга –
«Записки диссидента» Андрея Амальрика.
Но я бы никогда, наверно,
не осмелился выйти на Красную площадь
с Натальей Горбаневской.
А. Михайлов («Записки диссидента»)
Облака плывут в Абакан.
В милый край плывут – в Колыму…
А.Галич
О том, что Лёне больше уже не сидеть, словно лорду, в пивной, узнал из Лимоновского мартиролога.
По свидетельству Лимонова, Лёня гордился, что о нём «есть несколько строчек у Солженицына», и все эмигранты так Лёню и звали: «мужик, о котором есть у Солженицына».
А я горжусь, что у меня есть несколько строчек о Солженицыне, и что с подачи Толстого Лёшки (хоть он и сучара и гондон) Солженицын, тем не менее, — моя кликуха.
По сравнению с Лёней, я, действительно, фраер: выйдя из окружения, Лёня десять лет протрубил по тем лагерям, а я, попав в окружение, даже не вышел на Красную площадь.
Но мою прозу Лёня не забраковал – и для меня это – Нобелевская премия.
Когда мы в 94-м прощались, ты пожелал мне счастливого гулага и был, конечно, прав. Но и я тоже прав (и Лёня бы со мной согласился), что Россия – наша братская могила.
В ПИКУ ЛЬВУ НИКОЛАЕВИЧУ
В письме к Виктору Ширали Кузьминский пожаловался:
Обидно, Шир. Переходи на прозу. Она сильней стихов.
Недаром Пушкин, Гоголь, Белый перешли.
Я сам перехожу. Полгода — ни стиха. Зато какая проза!
Кайфую, ворожу.
Если это, действительно, так, то, в пику Льву Николаевичу, перехожу на поэзию.
ГРЯДУЩИЙ КУЗЬМИНСКОВЕД
Витай, безумный, в облачных химерах…
А. Гиневский
когда-нибудь лет через восемьсот
на олеандре камней миссалонги
оболганной лживым кивком головы
у ворот развалившейся трои
обнаружат следы
магнус эт мириум дель норто
фернийского пустынника
и совокупно с говорением на языках
прибавится работёнки кузьминсковедам
тогда вам нужен уткиновед
удивил меня помятый светлов
когда я его откопал в переулках кузнецкого моста
и попросил рассказать об иосифе уткине
а разве такие бывают
поинтересовался я у михаила аркадьевича
и похожий на старого парикмахера классик
как-то невесело усмехнулся
бывают голубчик бывают
и уткиноведы бывают
и светловеды поверьте мне тоже не переведутся
а титул грядущего кузьминсковеда
я бы присвоил прильнувшему к твоему плечу
дегустатору из мозамбика
унюхавшему в твоём квак-эсперанто родную речь
и обсКаКавшему на восемь столетий современников
— Вот, — говорю, — ознакомься… — и даю Ленке на прочтение Антологию новейшей русской поэзии у голубой лагуны Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалёв, том 1.
Ленка всю ночь балдела, а утром мне и говорит:
— Ведь он же, — улыбается, — всех вас любит, а ты его клюёшь…
— Да не клюю, — смеюсь, — а просто воздаю ему должное.
Клевать Кузьминского – всё равно что чернить белую ворону.
ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Константин Кузьминский иногда даже способен служить примером для подражания.
Пример №1.
Ещё в Ленинграде ККК был вполне позитивен к Борису Ивановичу Иванову и дал ему оценку: умён, терпелив, рационален.
Но когда Б.И. вышел из-под контроля и стал дрочить на Давида Яковлевича Дара, то Костя сразу же нахмурил брови и дал ему оценку: пехотный экс-капитан, вычищенный из коммунистической партии.
Пример №2
Ещё в Ленинграде ККК был вполне позитивен к Валере Мишину и Валериной гравюрой (правда, обозначив его Мишиным-Буковским) украсил свою Вавилонскую Башню.
Но когда Валера вышел из-под контроля и обозвал Олежку Григорьева «говном и в поэзии и в живописи», то Костя сразу же нахмурил брови и уже из Нью-Йорка послал Валере воздушный поцелуй.
Пример №3
Уже в Нью-Йорке ККК был вполне позитивен к Борису Гребенщикову и, слушая его молитвы, оглаживал на диване свою «импозантную» бороду.
Но когда Гребенщиков вышел из-под контроля и присвоил себе песню Хвоста и Анри Волохонского, то Костя сразу же нахмурил брови и через своих гонцов велел передать гуру, что он не только «бэ», но ещё и «гэ».
БАТЬКЕ МАХНО
до последней родинки
и до боли
лютой
К.К.
Америка с «зачморенным» Кузьминским
так сиротлива, точно камень без косы.
Ты не родня: родня венчается удавкой –
и не родник —
ваятель
сточных
ям
вол
дыр –
свербит
зудит
саднит
и мухоморит
душу.
А сковырнуть – и зараженье крови.
НА ОГОНЁК
Константину Кузьминскому
А когда уже совсем невмоготу и рукой на горле – чужбина, – ноги сами выводят на огонёк.
Точно в керосиновую лавку. Где вместо канистры – чистый лист бумаги, а вместо керосина – тоска.
Неразделённая тоска по несуществующей Родине.
В МИРЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
В мире домашних животных Константин Кузьминский точно вымирающий зверь, которым всё никак не налюбоваться через решётку вольера.
И непонятно с какой стороны.
СКОРЕЕ БЫ УТРО
(Lordville – Божедомка, октябрь 2002)
А было всё равно что в детстве: откроешь ночью глаза, и всё ждёшь – скорее бы утро. И целый день всё маешься – когда же, наконец, вечер. А вечером на стадионе «Динамо» — футбол, и центр нападения – Константин Кузьминский.
ПОСЛЕДНЕЕ ПОСЛАНИЕ ККК
ОТ ГРАН БОРИСА
Дорогой Костя, я немного приболел. Тяжёлый гриб-п.
Сейчас оклемался. Сижу у Толи Мих. Пью настоящий капиталистический чай. Сервелат, сыр, шпинат.
Немного грущу. Прости, что не отвечаю сразу на письма. Твоё письмо читал несколько раз и перечитывал.
Костя, спешу поздравить Тебя с Днём рождения.
Твоё вечно юное сердце и молодой нерв пусть будут такими же всегда во славу Божедомки и во имя несгибаемой Русской литературы. Храни тебя Солнце, Венера и Пенелопа (заодно с Мельпоменой!!)
Твой всегда. Борис К.
поклон Эммилии Карловне
(приятная нувель-новость)
Общим собранием «Красного уголка» № 189 при ЖЭКе имени Вано Мурадели и Немировича-Данченко постановили считать Костю Константиновича К. лидером литературной ОП-ПОЗИЦИИ! Без разрешения оного сокупно.
16.04.05
БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗУД
Памяти Бориса Кудрякова
и Константина Кузьминского
Хребты сгибающая тяжесть
на горы брошенных небес…
В.Шаламов
ничейный брат кудряков
перламутровым сверчком свиристит на этюдах
в расщелине шифера шельфа
дрейфующей льдины-галоши
помойки штрека шахты № 13/86 бис
что у станции броневая-2 октябрьской ж.д.
и раз в две недели производит санацию черепа
рыльца героя № 64 нашего времени
маменькин сынок ккк
возлежит куклуксклавишей на диване
у моста через речку делавер
на берегу ручья лордвилль-божедомка
где хозяйничает добродушный опоссум
и два раза в неделю эммилия карловна подберёзкина
делает своему небожителю педикюр
замахнувшийся на небеса хворостиной матадора гусей
голодный как волк и голый как сокол
раскочегаривая печь
холодный как русское поле
кузьминский суров как исав
и прежде чем попасть на блюдо
в конструкции своей вавилонской башни
воспламеняясь мерцанием чешуи красногубой плясуньи
всё шуршит и шуршит секирой божка
покатившейся головы
зело хмуриша солно горюче дрочило
схлопоташа не бесно пищаль кикимо
зьминский гол как сокол и суров как исав
отсекоша на блю
до октавы
сотворите креста сини звон вавилонскую башню
упадая зане чешуи красногубыя пляс
и секирой божка всё шуршит и шуршит
покатиша ку-ку
в противоположность
своему покалеченному подельнику
гран борис обитает без крыши и стен
и даже без маникюра
воспламеняется шуршанием кикиморы
за складным столиком
гаснущей опушки навалившейся темноты
фиксируя звуки наката запаха памяти
всё прихвачено морозом
на печи прохладно – минус восемь
и уже не течёт
вознесённые в небесную околесицу
товарищами по заточению
по ту сторону зла и добра
пахари с большой буквой
соловеют амбарами зерна
и бороздя нерукопашную мздулю
ворожат обрушенный им на плечи
божественный зуд
тончайшее сочетание самоиронии и поэтического пафоса . . вкус и смелость .