ЕЛЕНА ГРИГОРЬЯНЦ. Между музыкой и цветом

28.12.2015

Между музыкой и цветом:

о выставке Валентина Афанасьева и Аллы Ивашинцовой.

Processed with VSCOcam with k2 preset

В новом для Петербурга выставочном пространстве, Конюшенном флигеле Юсуповского дворца при содействии Международной ассоциации «Русская культура», в начале ноября прошла выставка двух художников Аллы Ивашинцовой и Валентина Афанасьева «Синергия света, живописи и музыки». Творчество этих художников столь различно, что может возникнуть вопрос, почему они выставляются вместе. Однако опыт совместной выставки показал, что они удачно взаимодополняют друг друга и это взаимодействие мастеров действительно создает совершенно новые, порой неожиданные, эффекты.

Алла Ивашинцова — человек яркой судьбы и особого художественного дарования, пишушая свои работы с экспрессией и чувством, которые компенсируют отсутствие у нее специального художественного образования. Она начала заниматься живописью в том возрасте, когда человеку, обратившемуся к искусству, точно есть, что сказать, и создала свой образный язык, который привлекает зрителей яркостью и глубиной, метафоричностью и множеством культурных кодов. Ее путь к живописи – вся ее жизнь, которую она выплескивает на свои холсты, обнажая сокровенные уголки души. Будучи поэтом, она зачастую отталкивается от литературных ассоциаций и ее работы порой «читаются» как текст. Она привносит в свою живопись истинно женское начало, рождая образы из духа бытия.

Валентин Афанасьев, напротив, высокопрофессиональный художник, известный петербургским зрителям со времен неофициальных выставок петербургского андеграунда 70-80-х годов. К тому же В. Афанасьев профессиональный музыкант. В его художественном творчестве отчетливо просматриваются два направления. Это, во-первых, работы в традиционных жанрах, портрета, натюрморта, пейзажа, и, во-вторых, работы, посвященные художественному, живописному, воплощению музыки. Это второе направление связано с созданной художником системой цветомузыки. На выставке были представлены оба направления его творчества как художника. В работах В. Афанасьева находит свое отражение то особое понимание мироздания, где изображение и звук находятся в единстве. Всеобщая гармония, музыкальность искусства в целом, именно это художник воплощает в своих работа, рассчитывая «музыку сфер» и не позволяя себе излишнего эмоционального отвлечения.

Выставка А. Ивашинцовой и В. Афанасьева — наглядный пример синтетичности современного искусства. Творчество двух этих столь разных на первый взгляд художников объединяется в «точке постижения» творчества как такового, вне жанров и даже вне видов искусства. Звучащая живопись в построениях В. Афанасьева и напряженном звучании цвета А. Ивашинцовой, дополняемая окрашенным, по системе Афанасьева, звуком рояля и скрипки в концертах, все это погружает зрителя в особое состояние, когда человек говорит с миром на одном языке и где к миру и человеку возвращается их целостность.

Центральным событие выставочного времени стал концерт светомузыки по системе В. Афанасьева, в котором последний выступил еще и как скрипач. В концерте принял участие известный петербургский композитор и пианист Сергей Осколков. Слушатели, пришедшие на концерт, погрузились в космическое единство звука, цвета и света – редкое по красоте и силе воздействия зрелище. Чистоте впечатлений способствовало выставочное пространство: белые стены зала, белый рояль, потолок, теряющийся в высотах второго этажа. Все это способствовало законченности образов. Надо сказать, что важной составляющей концерта был тот живописный контекст, в котором он проходил.
Слушатели могли «увидеть, как звучит» классическая музыка эпохи барокко. Но безусловной кульминацией концерта стала 2-я соната для фортепьяно Сергея Осколкова в исполнении автора со световым сопровождением, построенным на основе специально созданной композитором Иваном Полехом партитуры, которую «проиграл» на электро-музыкальном инструменте пианист Сергей Осколков-младший. По сути это было самостоятельное художественное произведение, в котором композитор был одновременно одним из создателей светоцветового текста своей сонаты. При этом во время концерта менялось освещение картин, развешанных на стенах зала. Работы В. Афанасьева, выстроенные им с опорой на собственную светомузыкальную систему, оживали и звучали порой как отдельный музыкальный инструмент, а порой как целый оркестр.

Особым образом отозвались на общее действо и работы А. Ивашинцовой, в процессе создания которых художница никоим образом не ориентировалась на систему Афанасьева. Они зазвучали напряженностью цветовых сочетаний, экспрессией соотношений фактур и динамикой движения линий. Это стало естественной иллюстрацией той истины, которую В. Афанасьев разрабатывал как теоретическую систему: в цветовой пластике живописи мы, как и в музыке, можем услышать звучание Вселенной. Не знаю, рассчитывали ли организаторы на такой эффект? Наверное, нет. Но это произошло и все, присутствовавшие на концерте стали тому свидетелями. Кстати сказать, концерт сопровождался целым рядом оригинальных, незапрограммированных, эффектов. Так на одном из пейзажей В. Афанасьева, помещавшемся на втором полуэтаже, вдруг появилось заходящее солнце, и работа оказалась непредсказуемо живой.

Концерт в пространстве выставки способствовал созданию особого состояния, когда расширяется пространство и наше сознание, наша душа, могут практически беспрепятственно прикоснутся к вновь открывающимся ей смыслам. В отличие от привычных сегодня шоу-эффектов, развлекающих и отвлекающих от главного, здесь, напротив, присутствовала возможность расширить границы собственного опыта, дать себе не ограниченную свободу чувствования.

Выставка А. Ивашинцовой и В. Афанасьева стала ярким событием петербургской художественной осени. Можно много говорить об особенностях творчества каждого художника, рассуждать о системе цветомузыки В. Афанасьева, но самое главное, что зрители и слушатели на этой выставке получили возможность услышать музыку, которая звучит в каждом из нас.

1 Проголосуйте за этого автора как участника конкурса КвадригиГолосовать

Написать ответ

Маленький оркестрик Леонида Пуховского

Поделитесь в соцсетях

Постоянная ссылка на результаты проверки сайта на вирусы: http://antivirus-alarm.ru/proverka/?url=quadriga.name%2F