КАНАТ ИТИЛЬСКИЙ. Предисловие к лжизни
Читаю. Новый анти-роман ЕВГЕНИЯ ЛИНОВА «ЛЖИЗНЪ №5», который сам автор выдает за «теорию о сверхтекучести страсти, написанную инвалидом любви» – на самом деле, представляет экспериментальную лабораторию, над входом которой, как в старые времена, горит табличка: «Тише, идет лингвоантропологический эксперимент!» Такие исследования в «высокой науке», как правило, посвящаются изучению внутреннего человека (человека во всем многообразии его психических состояний, действий, реакций, характеристик). С одной стороны, это, всего лишь, фрагмент языковой картины мира, с другой – феномен целостного языкового образа человека. Может быть, в силу специфики я слишком научен, но вот, что хочу сказать…
По меркам писателей, строгающих, скучную и по определению правильную прозу, в случае с анти-романом Евгения Линова, дефиниции бесполезны. Потому анти-роман и обозначен как теория, что здесь каждая страница – это онтологический процесс. Процесс, где ТЕЛОС авторской рефлексии – противопоставлен всему романтическому, искусственному, гламурному, штампующему бойкиебестселлеры для утоления хронического читательского примитива.
В экзистенциальной картине, которую Евгений Линов выставляет на всеобщее обозрение – мужская память, которая всплывает пятнами, обнажает неизбежность встречи с Женщиной. В анти-романе с большой остротой происходит столкновение двух тел в Аристотелевской «природе, которая ничего не делает напрасно». Начиная в стиле интерпретированного кириллицей внутреннего речевого течения, Евгений Линов постепенно создает импровизацию в стиле «метамовизм».
Сотканное автором пространство полно аллюзий, оно, как бы, затягивает читателя в «Нулевую степень письма» Ролана Барта, которая позволяет читателю избегнуть власти «ложного сознания», а мораль и мифы превратить в ироническое повествование, где слова, научившись передавать смысл «самих вещей». Все это выглядит удивительно свежо.
Анти-роман еще не написан, и будет ли он завершен, как привычно принято, не уверен даже сам автор. Создается впечатление, что Евгений Линов не знает, как поступить со злополучной запятой между казнить и помиловать. Но читателя он казнит, не боясь жестких определений и спуску ему в воображаемых диалогах не дает.
Самое интересное, что «продолжающий свое аморальное усовершенствование» Евгений Линов, как сам утверждает в интервью, которое дает родному Университету, в романе не позволяет себе ругаться матом. Что абсолютно не характерно для его изданной прозы. Но здесь это у него получается, без ущерба эмоциональной языковой природе.
«Пишу очень трудно, но кайфую, как мазохист, – признается автор, – но, когда прикончу опус – не ведаю, поэтому решил потихоньку печатать в «КВАДРИГЕ», возможно, завершу в процессе».
А я, всего лишь, дотошный читатель, и считаю, что мне посчастливилось. Рукопись, которую я выпросил у Евгения Линова, была предоставлена мне с условием, что после завершения им анти-романа, я напишу о его прозе большую статью. А прозы у него – четыре: роман «Аллерген Суконти» (2008), триллер «ПИЛОРАМА» (2009), притча «Одинокие разговоры с Кун-Цзы» (2010) и монография «Метаиндивидуальная философия поэтики» (2010). Так что литературой я обеспечен. И вот, теперь – новая проза, в совершенно ином ключе. Читайте!
Сейчас я погружен в «ЛЖИЗНЪ №5». Давление сильнейшее, но жить стало лучше, жить стало веселей… Чего желаю и вам.
Д.Ф.Н., профессор-герменевтик Канат Итильский.
[…] читать предисловие К.Итильского […]