ЕФИМ ГАММЕР. Образцы Жизни — две мини-комедии для детей и их родителей.
ОБРАЗЦЫ ЖИЗНИ
Мини-комедия для детей и их родителей
Действующие лица:
Фима, мальчик девяти лет. В полувоенной курточке на молнии, на погончиках четыре офицерские звездочки.
Эдик, мальчик постарше. В потертом пиджачке, с пришпиленными погонами рядового из серого картона.
Место действия:
Комната. На стене две географические карты. Одна – большая: карта России. Вторая намного меньше: карта полушарий. Фима, сидя на стуле, выстругивает саблю из палки. Эдик проверяет, как растягивается резинка на рогатке, и время от времени постреливает камушками по карте полушарий.
Эдик, голосом Петьки – ординарца Чапаева: – Финичка, где должен быть командир?
ФИМА: – Случись война?
ЭДИК: – Случись война!
ФИМА: – Впереди! На лихом коне!
ЭДИК: – Финичка! А ты мог бы командовать армией?
ФИМА: – Почему нет? Если завтра война, если завтра в поход…
ЭДИК: – Нет, Финичка! Наши образцы жизни другие. Завтра тебе, Финичка, в школу. Давай лучше воевать сегодня.
ФИМА: – Но где нам найти войну?
ЭДИК: – Финичка, ты командуй армией. А войну я для тебя найду.
ФИМА: – Где?
Эдик указал пальцем на карту полушарий, впритык к которой висела огромная карта России. Она занавешивала стену комнаты – от пола до потолка.
ЭДИК: – А вот тут, в Америке. В газетах пишут, что янки-дудл опять собираются напасть на нас с холодной войной.
ФИМА: – Скоро мы замерзнем? Так, что ли, Эдик? Как белые медведи на льдине?
ЭДИК: – Не боись, Финичка! Мабуть, дадим раза, и они с копыт.
ФИМА: – Да ну?
ЭДИК: – А вот тебе и «ну». Посмотри на нашу Россию. Какие мы большие на карте нашей родины, посмотри! От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей. А они! Посмотри! Затерлись в щелку между двух океанов. – Эдик стрельнул из рогатки камушком по Соединенным штатам на карте полушарий. – Малявки! Шапками закидаем! Ну, будешь командовать армией?
ФИМА: – Почему нет? Но где взять столько шапок?
ЭДИК: – Тетя Маруся шьет шапки. На зиму. Для всего дома. Попросим у нее. Закидаем Америку и вернем назад.
Фима, поспешно: – С трофеями!
ЭДИК: – С трофеями. А какие они, трофеи?
ФИМА: – Снятые с голов скальпы!
ЭДИК: – Ишь ты, чего снимают. У нас шапки на улице. А у них скальпы. Заграница! Да, а что мы будем делать с этими скальпами?
ФИМА: – Продадим!
ЭДИК: – Кому?
ФИМА: – А тем, у кого на голове нет волос.
ЭДИК: – Лысым?
ФИМА: – Стало быть, лысым.
ЭДИК: – Но лысые, я слышал, жадные. Это у них от жадности все волосы и выпали.
ФИМА: – Вот-вот, жадные. А жадный платит дважды.
Эдик, растерянно: – Как так?
ФИМА: – А так! Сначала платит парикмахеру, когда у него еще волосы растут. А потом, когда волосы выпадут, станет платить нам. За скальпы.
ЭДИК: – Сколько же будем просить за штуку?
ФИМА: – Это как бизнес повернется.
ЭДИК: – А сейчас, Финичка, сказать не можешь? Я бы подсчитал выручку.
ФИМА: – Надо бы прицениться. Допустим, один поход к парикмахеру стоит… ого! – сколько стоит. А два похода? А три? Другое дело — скальп! Прицепил, и никаких походов к парикмахеру. Всю жизнь при шевелюре. Экономия?
Эдик, согласно: – Экономия.
ФИМА: – Ну, так считай эту экономию и…
ЭДИК: – Финичка, стоп с твоей экономией! Все равно ни черта не получается с твоими образцами жизни! Моя экономия сегодня – это только стрижка под полубокс. Без одеколона и крема для укрепления волос. А когда подрасту? Мне и одеколон понадобится и крем, и бриться придется. А это уже совсем другая экономия. Так что, не придуривайся – назначай цену за скальп. А там и подсчитаем, сколько мы заработаем.
ФИМА: – С бухты-барахты не получится. Прогадаем. Вот бы с кем посоветоваться…
ЭДИК: – С парикмахером?
ФИМА: – Нет, с ним не годится. Он знает только, как обкарнать волосы, а не прирастить их. Нам бы кого из настоящих охотников, из тех, кто охотится на зверей и шкуру с них сдирает.
ЭДИК: – Из охотников? Кто шкуру со зверья сдирает?
Фима – Точно!
Эдик, восторженно: – Есть! Есть такой у меня на примете!
ФИМА: – Кто?
ЭДИК: – Да это же дядька мой родной! Как выпьет, так сразу говорит: «От меня это зверье никуда не денется! Я с них всех до единого шкуру спущу!»
ФИМА: – Ну, так звони ему. Посмотрим, какую цену он положит.
Фима вынул из кармана полувоенной куртки сотовый телефон, передал Эдику. Тот поспешно набрал номер.
ЭДИК: – Алло! Алло! Дядя, это ты? Да? Кто говорит? Эдик говорит. Эдик! Я хочу спросить… Что? Я по-быстрому, мешать не буду. Что хочу? Я хочу продать скальп. Что-что? Скальп, говорю. Скальп человека. Откуда достали? Ну, достали… Нашли… Скальп. По буквам? Сема-Каша-Аня-Лото-Мягкий знак… Что-что? Это не имя. Это мягкий знак. Есть знак твердый. А это знак мягкий, дядя. Ты давно, мабуть, в школу не ходил. Что-что? Уже выезжаешь? Куда? Ко мне? И чтобы я – что? Никуда? И никому не показывал находку? Понимаю-понимаю, товар в цене. А сколько все-таки за него просить?
Трубка дала отбой.
ФИМА: – Не сказал, сколько стоит?
ЭДИК: – Не сказал, Финичка.
ФИМА: – У бизнеса свои секреты. Понимаю.
ЭДИК: – Да не секреты, Финичка. Дядя сказал, что обязательно поймает тех, кто скальп снял с человека и спустит с этого зверья шкуру. Он у меня старший следователь. И едет к нам не один, а с оперативной группой. Всех – кричит – поймаю, всех арестую, вшей заставлю кормить в Бутырках. Что будем делать? Ты вшей умеешь кормить?
Фима, раздумчиво: – Не пробовал. А долго твоей оперативной группе до нас добираться?
ЭДИК: – Минут десять, если на такси. А они не на такси, Финичка. Они, как на скорой помощи, раз-два и в дамках!
Фима подумал-подумал, отложил полуфабрикат сабли на кровать, скинул стружки с колен и поднялся со стула.
ФИМА: Ой, Эдик! А у меня еще уроки не приготовлены на завтра. Да и мамка сказала, чтобы я в булочную за хлебом заскочил.
ЧТО, ЕСЛИ ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА СЯДЕТ ТЕБЕ НА ГОЛОВУ?
Пьеса на вырост:
для тех, кто умеет радоваться каждому дню и желает долго жить
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.
Карен, мальчик 12 лет.
Катя, девочка 12 лет.
Озорник Гоша 14 – 15 лет
Школьники шестых-восьмых классов
На парковой скамеечке, у театрального занавеса, сидят двое, мальчик и девочка.
Карен одет в костюмчик с галстуком в бело-голубую полоску, на голове кепка, на коленях аккордеон. Катя в ярком платьице и шляпке.
Карен проигрывает знакомую каждому мелодию, рождающую в уме слова: «Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет в последний раз маршрут».
Катя вопросительно смотрит на него.
Карен.
— Что делать, если летающая тарелка «приземлилась» у тебя на голове?
Катя.
— Прикрыть ее кепкой, чтобы не улетела. И приступить к диалогу с мелкими инопланетянами.
Карен.
— Я так и сделал. «Кто вы и откуда?» — спросил, не задумываясь .
Катя.
— Молодец! И что ответили?
Карен.
— Мы из твоего будущего.
Катя.
— Ого! И что там?
Карен.
— Это и мне интересно.
Катя.
— Ну?
Карен.
— Сейчас увидим. Занавес!
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
Школьный коридор. Озорник Гоша выводит фломастером на стене Ка + Ка = Кака! И прячется за открываемую из класса дверь, как только послышался звонок на переменку. Группа школьников собирается у надписи.
Голоса.
— Обхохочешься!
— Ка — Ка!
— Карен — кака, Катька — кака!
— Жених и невеста, тили-тили — тесто!
— А тесто — ха-ха — и не тесто вовсе, а кака.
На скамеечке.
Катя.
— И ты это так оставишь?
Карен.
— Что я могу сделать? Я здесь, они в будущем.
Катя.
— А честь девочки?
Карен.
— Это же шестиклассники!
Катя.
— А первая любовь?
Карен.
— Как видишь, первая любовь — не ржавеет. С пятого класса переросла в шестой.
Катя.
— А, может, осталась на второй год?
Карен.
— Что? Я их сейчас всех побью!
Катя, испуганно.
— Но они шестиклассники!
Карен, порываясь в драку.
— Победа или смерть!
Катя, поспешно.
— Занавес!
ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ
На скамеечке у занавеса.
Карен проигрывает на аккордеоне мелодию, напевая:
— И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить.
Катя, заинтересовано.
— Это правда?
Карен.
— Что?
Катя.
— Лучше нас никто не умеет?
Карен.
— А ты посмейся.
Катя притворно посмеялась.
— Ха-ха, ой умора, ха-ха!
Карен пожал плечами.
— Первое место в мире по смеху тебе не обеспечено.
Катя, обижено.
— Почему?
Карен.
— Потому что – потому.
Катя.
— А точнее?
Карен задумался.
— Точнее? Точнее не бывает, если скажу: в Хельсинки – есть такая столица в Финляндии – в августе 2006 года проходил конкурс на самый лучший смех в мире. Победил… Ты догадываешься, кто победил?
Катя отрицательно мотает головой.
— Ты знаешь, ты и говори.
Карен.
— Тимо Хамалайнен. Вот кто!
Катя.
— А почему мы поем – и никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить?
Карен.
— Потому что – потому!
Катя.
— Ну?
Карен.
— Потому что – хорошо смеется тот, кто смеется последним. А мы смеемся всегда последними. В особенности над теми, кто смеялся первым и потом попал в лужу со своим смехом.
Катя.
— Со смехом ясно – убедил. А как насчет любви?
Карен.
— В отношении любви у нас вообще конкурентов нет.
Катя.
— Да ну?
Карен.
— Хочешь наглядных доказательств? Пожалуйста. Занавес!
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
На высоком мосту, в окружении подростков, озорник Гоша приладил к рекламному столбу плакат:
В честь окончания седьмого класса!
ПРЫЖКИ НА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВЕРЕВКЕ!
Цена по договоренности.
Гоша.
— Без драйва нет жизни, без адреналина в крови нет радости! Кто смелый? Вперед!
Голоса:
— А сам?
— Кишка тонка?
Гоша.
— Я уже пробовал.
Голоса.
— И как?
— В штанах сухо?
Гоша.
— Бросьте дурака валять! Кайф! Чувствуйте себя взрослыми!Хватит быть детьми! Хватит кушать манную кашку и спрашивать на все разрешение у родителей.
Голоса.
— Это ты кушаешь манную кашку!
— Это ты спрашиваешь разрешение у родителей.
Гоша.
— Я?
Голоса.
— Ты!
— Конечно, ты!
— Не папа ли тебе разрешил установить здесь этот аттракцион?
— Не папа ли втемяшил в твою дурацкую башку брать цену по договоренности?
— Думаешь, мы не понимаем, что ты захотел таким образом сделать первый свой миллион.
— На наших костях!
— А если кто шмякнется и не поднимется?
— Кому тогда за больницу платить, олигарх-недоучка?
— Папе твоему?
— Или нашему папе?
— Сначала медицинская страховка, потом прыжки.
— А то знаем мы твой бизнес: ни копейки не вложить, а получить барышей на тысячу процентов.
Гоша.
— Ребя, что вы за чудаки? Какие кости? Никто не разобьется. И барыши не к селу, не к городу. О цене можно потолковать и потом, сначала покайфуем. Риск – благородное дело. И к тому же… А вдруг там внизу Русалка?
Голоса девичьи.
— Зачем им Русалки?
— У нас тут свои Наяды имеются!
Голоса мальчишеские.
— Нужны нам эти Русалки!
— У нас и без того полкласса влюбленных!
Гоша.
Вот-вот! Влюбленные да трусливые. Никто, как вижу, не отважится спрыгнуть с моста ради своей девчонки.
Голоса мальчишеские, возмущенные.
— Что?
— А в морду не хошь?
Голоса девичьи, задиристые.
— Коля!
— Серый!
— Тошка!
— Да любой горазд.
Гоша.
— Я жду. Добровольцы — шаг вперед! Это денег не стоит…
Неловкая тишина возникла на мосту.
На парковой скамеечке, у открытого занавеса, Карен снимает с себя аккордеон, передает его Кате.
Карен.
— Подержи, чтобы не упал.
Катя.
— Ты куда?
Карен порывается выйти на мост.
— Пойду – прыгну.
Катя.
— Сиди уже дома!
Карен.
— Но он же, этот Гоша, пристает! Никто, мол, не отважится прыгнуть ради своей девчонки.
Катя.
— А вдруг там Русалка?
Карен, не поняв.
— Ну и что?
Катя визгливо, во всю силу легких.
Занавес!
ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ
Катя, смущенная своим недавним порывом.
— А ты можешь сыграть что-нибудь лирическое?
(Протягивает аккордеон.)
Карен.
— Что именно?
Катя.
— Ну, что-нибудь…
Карен.
— Про любовь?
Катя.
— И про подарки любимой девушке.
Карен.
— Про подарки можно.
Карен берет аккордеон, перекидывает ремни за спину, присаживается на скамеечку, рядом с Катей, начинает играть, подпевая.)
— Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты,
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Катя.
— Ой, запахло цветами! Где это, где?
(принюхивается).
Карен.
— За кулисами.
Катя.
— Это ты? Для меня?
Карен проиграл на аккордеоне мелодию, сопровождаемую такими словами:
— Мы с тобой два берега
У одной реки.
Катя.
— Но как? Как пронес туда? В наше будущее?
Карен.
— Все мы немного волшебники.
Катя.
— Ой, мама! Я люблю волшебника!
Карен.
— Занавес!
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ.
В центре сцены школьная доска, мелом выведено:
ВЫПУСКНОЙ БАЛ-МАСКАРАДАД ВОСЬМИКЛАССНИКОВ!
У доски, спиной к зрителю, озорник Гоша, одетый в костюм с изображением долларовой монеты, выводит мелом доморощенные стишки:
«Переходя в девятый класс,
Не забывай простой указ.
Какой? »
Поворачивается к залу.
Гоша.
— Кто подскажет?
Голоса.
— Учиться!
— Учиться и учиться!
Гоша.
— А кто тогда будет работать?
Голоса.
— Учиться и работать!
— Работать и учиться!
Гоша.
— Это вы – что ли – заговорили стихами юного Гаммера? «Для того живем, чтоб работать? Иль работаем, чтобы жить?»
Голоса.
— Нет-нет!
— Мы не стихами.
— Мы по Пушкину. «Лета к суровой прозе клонят».
Гоша.
— А мне нужны стихи. И непременно в рифму. Итак? «Переходя в девятый класс, не забывай простой указ. Какой?»
Голоса.
— Ну что ж…
— Тебе ответим в тон.
Гоша.
— Как сделать первый миллион?
Голоса, саркастически.
— Артист! Шутник!
— Ну и пижон!
— Стихи желаешь? Слушай нас!
Гоша демонстративно приставил ладонь рупором к уху.
Голоса.
— Веленью божию, о муза, будь послушна,
— Обиды не страшась, не требуя венца,
— Хвалу и клевету приемли равнодушно,
— И не оспоривай глупца.
Гоша.
— Пятерка по поведению. А сейчас… Танцевальный номер. Волки танцуют с зайчиками. Музыка! Раз-два-три – поехали!
Слева на сцену выбежали волки. Сразу видно, что это мальчики.
Справа на сцену выбежали зайчики. Сразу видно, что это девочки.
И закружились в вальсе.
Сидя на скамейке, Карен тихонько подыгрывал танцующим, а Катя внимательно всматривалась в пары, выискивая, где она – пятнадцатилетняя девушка, где Карен – пятнадцатилетний юноша?
Катя тычет пальчиком в сторону сцены.
— Вот, кажись, ты. Вот-вот, самый зубастый.
Карен.
— Да не я это, уймись.
Катя.
— А кепка?
Карен.
— Мало ли кепок… На ноги смотри. Сороковой размер.
Катя, убежденно.
— Что ноги? Ноги танцуют в твоем будущем. Там мы все на пару размеров больше. А кепка твоя!
Карен.
— Не в шляпе дело.
Катя.
— Не забалтывай ты мне голову шляпой! Кепка твоя! А где я? Нет, ты мне скажи, Карен, с кем ты танцуешь?
Карен.
— Откуда я знаю?
Катя, возмущенно.
— О чем ты говоришь?
Карен.
— Это же еще когда будет!
Катя, категорично.
— Этого не будет! Потому что этого не будет никогда! Занавес!!!
ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ
Карен.
— А как же наше будущее?
Катя.
— Теперь мне ясно, нечего подглядывать! Кто увидит свое будущее, забудет о настоящем. И подумает, что все само собой падает в руки. Это только у принцев так получается, что у них прямая дорога в короли.
Карен.
— А у нас?
Катя.
— А у нас – не на показ! У нас жизнь – загадка. И будущее начинается сегодня.
Карен.
— Занавес!
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ.
И перед зрителем предстает картина «Будущее начинает сегодня».
ЕФИМ ГАММЕР БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ
СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА, ТУШЬ, РАПИТОГРАФ
КАРТИНА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ
«ГАММЕРИЗМ», В ИЕРУСАЛИМСКОМ ДОМЕ ХУДОЖНИКОВ,
АПРЕЛЬ-МАЙ, 2002